Сад Убера де Живанши
Уникальный сад Ле Кло Фиорентина на живописном полуострове юга Франции
Родерик Камерон создал Ле Кло Фиорентину, этот сад-шедевр, еще в 60-х годах. Говорят, что сад умирает вместе со своим создателем. Это большое заблуждение. Убер де Живанши, человек, привыкший уважать чужие таланты, сравнительно недавно приобрел Ле Кло Фиорентину - и бережно хранит здешние традиции. Можно сказать, что он заново оживил этот некогда прекрасный кусочек земли. Оказалось, что в большом кутюрье может скрываться еще и настоящий садовник. Утонченное чувство цвета, текстуры, доведенные до совершенства, наверное, то, что объединяет эти столь разные, казалось бы, профессии
В 40-х годах Родерик Камерон, англо-американец, писатель-эссеист, поселяется на полуострове Сан Жан Капферра. Сначала в Фиорентине он создает свой первый сад, несколько помпезный и величавый: главным его достоинством была эффектная аллея, ведущая к морю. После чего Камерон приступил к созданию еще одного сада: он совсем непохож на предыдущий - уютный, с узкими "тесными" аллеями. Создатель очень удачно использовал крутую местность, превратив неровности в садовые террасы.
"Ле Кло Фиорентина, по правде сказать, была в плохом состоянии. Я занялся восстановлением сада, но решил принципиально ничего не менять - в память о Родерике Камероне. Я посадил все растения, которые он, я думаю, хотел бы здесь видеть. Ведь прежний хозяин был по-настоящему влюблен в эту местность, это чувствуется", - говорит нынешний владелец. Сад кажется большим, но на самом деле это не так. Все дело в удачном его "составлении", в искусно организованном пространстве, в тонкой игре тени и света. Террасы начинаются у старинного дома XVII века и ниспадают в море. "Спускаясь к морю, от террасы к террасе, обнаруживаешь древние (двухсот- трехсотлетние!) виноградные кусты, по-прежнему дающие очень вкусные плоды; уникальные розы, самшитовые заросли - целые стены из самшита, лестницы с балюстрадами в китайском стиле.
Сад с подстриженными деревьями, похожими на пасхальные яйца; двор, который я называю английским, уставленный горшками с мятой, шалфеем, базиликом, с лимонными деревьями шпалерной крученой формы, которые я приобрел в Италии - им уже больше тридцати лет. Здесь даже есть настоящий огород: грядки, окаймленные самшитовой изгородью. Случается, я собираю более 100 килограммов помидоров в год, у меня растут также клубника, кабачки", - рассказывает г-н Живанши.
Каждая терраса представляет собой как бы "сад в саде". Их связывают между собой узкие дорожки: одна аллея покрыта мхом, другая окаймлена мандариновыми деревьями. Тенистые сводчатые проходы, среди глициний и жасмина, где солнце постоянно играет с тенью, свет с темнотой... Бирюзовые волны пенятся возле аллей - или в диком прибрежном подлеске. Поэтому цвета растений неяркие, чтобы взгляд отдыхал от ослепительного средиземноморского солнца.
Особенно выигрышно здесь смотрятся ирисы, анемоны, лавандовые поля. Белые цветы призваны подчеркивать цвет балюстрад и стволы мандариновых деревьев, покрытых известью. Эта неброская палитра выделяется на фоне зелени самшитов, кипарисов, приморских сосен, виноградных кустов и смоковниц. "Занавес" из оливковых деревьев, какой можно увидеть, кажется, только в Греции, находится непосредственно вблизи моря. Отсюда, из этого "оливкового рая", открывается потрясающий вид: "Бывают дни, когда видна Италия - вплоть до Сан Ремо. По вечерам море становится совершенно черным. Огни мерцают на побережье, словно жемчужное ожерелье". Каждое утро садовник, работавший еще у Родерика Камерона, поднимается в пять часов. Сад он поливает вручную. В этом ему видится великий смысл: словно со времен древности здесь ничего не переменилось...