Счастливый случай
дом общей площадью 900 м2
в галерею
Леонид Зайцев: «Мне хотелось уйти от стереотипа: если дом современный, то и интерьер должен быть непременно в этом ключе. Я попытался показать, что даже чистый минимализм возможно сделать тёплым, человечным».
Каковы были пожелания заказчика? Кому принадлежит идея сделать дом в современном стиле — вам или заказчику?
Леонид Зайцев: Вообще, я давно мечтал построить что-то современное в подобном месте. Благодаря случаю такая возможность представилась: заказчик купил участок в посёлке Переделкино и предложил мне заняться этим проектом, дав полную свободу творчества, возможность реализации любых идей. Словом, сбылись сразу две мечты.
SALON: Здание непременно должно было быть современным?
Л.З.: Современная стилистика была заложена изначально, на этапе самых первых обсуждений. Это решение было оправдано по многим причинам. Одна из основных — недостаток естественного света. Участок старый, плотно засажен деревьями, солнца внизу очень мало. Единственный способ насытить внутреннее пространство светом—большое количество окон, стеклянных поверхностей. Кроме того, для заказчика было важно, чтобы дом выглядел как настоящая загородная резиденция. Деревянный дом в его понимании — это нечто архаичное, что-то вроде дачи, где не живут постоянно. Базовые, стратегические вещи мы продумывали вместе с архитектором Борисом Уборевичем–Боровским, который в дальнейшем занялся проработкой концепции здания.
S: Что для вас было приоритетным в проектировании? Какие задачи были поставлены?
Борис Уборевич–Боровский: Главным для нас было интегрировать дом в окружающий ландшафт, сохранив при этом максимальное количество деревьев. Здание было точно «посажено» на место, где раньше стояла старая дача, так как только здесь ничего не росло. Естественно, оно стало больше, выше прежнего. По той же причине конфигурация получилась сложнее: нам пришлось выделить под бассейн отдельное крыло, хотя сначала мы рассчитывали разместить все необходимые помещения в одном объёме. Бассейн от этого только выиграл: он оказался не на цокольном этаже, а на первом уровне, в пространстве с окнами. Ещё одним важным этапом проектирования стал стеклянный фонарь в потолке. В какой-то момент мы поняли, что боковых окон для освещения недостаточно. Из-за особенностей расположения на участке и близости к соседям мы не могли сделать желаемое количество окон. Тогда Леонид предложил смелую идею—«пробить» потолок, накрыв стеклянным куполом. Это качественно изменило пространство и существенно поправило ситуацию с освещением. Более того, фонарь выразил саму суть загородного дома как такового: он стал выглядеть масштабно.
S: Интересный элемент пространства — лестница, нависающая над столовой. Чем было обусловлено такое решение?
Б. У.–Б.: Площадь дома ограничивал жёсткий объём здания, втиснутый между деревьями. А для нас крайне важно было сделать помещения как можно более просторными. Организовывать отдельный лестничный холл неразумно. Поэтому мы придумали интересный ход — «втянули» лестницу в пространство столовой, сэкономив таким образом не сколько метров. Одним пролётом конструкция нависает над столовой зоной. Лестница стала эффектным архитектурным элементом первого этажа: вместе с прозрачным куполом она сделала пространство интересным и динамичным.
S: Неотъемлемый атрибут загородного дома — камин. Здесь он также присутствует, но вместо традиционного камина вы выбрали элегантную висячую модель. Почему?
Л.З.: Мы выбрали эту модель, думая главным образом о комфорте хозяев. Если бы это был традиционный камин у стены, то встала бы проблема, куда ориентировать диванную группу: либо на камин, либо на телевизор. В нашем случае свободно висящий в пространстве камин работает на несколько зон двусветной гостиной.
S: В отличие от дома с ясно выраженной современной архитектурой интерьер эклектичный, разнообразный...
Л.З.: Да, это так. Холодный, чистый минимализм как стиль, конечно, хорош, но только не в жилом пространстве загородного дома. Атмосфера здесь прежде всего должна быть уютной, домашней. Поэтому в интерьере необходимо играть со стилями, смешивать фактуры, цвета, материалы. В этом проекте главную роль играет колористика в сочетании с натуральными материалами, а также комфортабельная мебель, придающая интерьеру уют и функциональность. Стены везде монохромные, выкрашены в оттенки белого и слоновой кости. За счёт этого дом смотрится объёмно. В остальном гамма сложная, состоящая из естественных, природных оттенков: капучино, сливового, песочного, цвета мокрого асфальта, серебристо–серого, розовато–сиреневого, «металлик», «топлёное молоко». В отличие от простых и открытых цветов это живые тёплые оттенки, поддерживающие друг друга и придающие интерьеру натуральность и цельность.