Съемки на натуре
Декорации к киноверсии чеховской "Чайки": поэзия детали и поэзия природы
![](/storage/thumbs/pub_image_seo/3/2997/310_194_s112.jpg)
![](/storage/img/arc/gurnal/93/2997_dec1_b.jpg)
![](/storage/img/arc/gurnal/93/2997_dec10_b.jpg)
![](/storage/img/arc/gurnal/93/2997_dec2_b.jpg)
![](/storage/img/arc/gurnal/93/2997_dec3_b.jpg)
![](/storage/img/arc/gurnal/93/2997_dec4_b.jpg)
![](/storage/img/arc/gurnal/93/2997_dec5_b.jpg)
![](/storage/img/arc/gurnal/93/2997_dec6_b.jpg)
![](/storage/img/arc/gurnal/93/2997_dec7_b.jpg)
![](/storage/img/arc/gurnal/93/2997_dec8_b.jpg)
![](/storage/img/arc/gurnal/93/2997_dec9_b.jpg)
Перейти
в галерею
в галерею
Одноэтажный домик Чехова выглядел слишком уж скромно. Изнутри то же: изолированные небольшие комнаты, выходящие в коридор, гостиная метров двадцать. Оператору было нелегко работать в маленьких помещениях, но он справился с задачей блестяще. Одной из главных целей, стоявших передо мной как перед художником-постановщиком, было создание достоверного быта, ощущения того, что здесь живут. Удочки в прихожей, побитый угол стола, смятая одежда... Поэзия детали... И поэзия природы. Если помните, в "Чайке" две части: первая - где герои полны надежды, вторая - где все идет к трагическому финалу. Первую решено было снимать весной, в импрессионистском духе. Вторую - осенью (в художественной манере - условно говоря, Сурикова). Чехов когда-то сделал в одной из стен дома три огромных окна, чтобы "впустить" внутрь природу (он особенно любил весну, тающий снег, капель). Мы использовали его находку и отсняли часть материала в этой комнате, распахнув окна. Вообще, при съемке первой части мы использовали язык художественных символов, обозначающих открытость и надежду (распахнутые двери, окна, открытая веранда). Снимая вторую часть (осень), мы закрыли шторы, заменили светлые обои на темные с мелким рисунком, акцентировали "осенние" цвета в интерьере. Пространство сузилось, стало душным, адекватным мере отчаяния героев.
В Мелихове нет озера, а в пьесе оно есть. Мы нашли подходящее озеро в окрестностях Переславля (Плещеево озеро). Директор базы "Славутич" разрешил нам выстроить точную копию дома Чехова с надстроенным вторым этажом. К тому же наши мастера устроили недалеко от озера точную копию Мелихова с хозяйственными постройками и т.п. Плетень даже сплели - 400 метров. И все это сделали семь человек за полтора месяца. Дом получился настоящий, не бутафорский. Теперь это корпус базы "Славутич", ставший местной достопримечательностью: люди идут посмотреть на дом Чехова, оказавшийся... под Переславлем. Так что декорации - не всегда эфемерное искусство..."
![](https://salon.ru/img/salon_logo_desktop_white.png)