Шелковые сны
О дорогом постельном белье
Если бы эмансипация не развивалась так стремительно, слово "приданое" сейчас не числилось бы морально устаревшим. И постельное белье до сих пор было бы одной из важных его составляющих. Но наш безумный век диктует свои законы и скорости - каждые два-три года полностью менять гардероб, а с ним и текстиль: скатерти, шторы, полотенца, белье... Впрочем, для роскошных вещей всегда можно сделать исключение
Без постельного белья, как и без зубной щетки, настоящая цивилизация теперь немыслима. Но вплоть до конца XVIII века белье считалось истинным предметом роскоши, пользоваться им позволяла себе только элита. Однако постельное белье подобного дизайна и выделки и сейчас доступно избранным. Прежде всего речь, конечно, идет о белом вышитом или украшенном кружевом белье. Беленые простыни, салфетки, полотенца и скатерти впервые в моду вошли в XV веке в Италии. Позднее, в XVII веке, когда текстильный центр переместился в Голландию (спустя два века в "Бедных людях" Ф.М. Достоевского еще звучат "три дюжины рубашек из голландского полотна"), особо популярны стали льняные дамасты (дамаст, или дамаск, как его иногда называют по имени города, откуда он родом, - однотонная прочная ткань жаккардового переплетения, т.е. с рельефным узором).
Вышивка и кружева прижились на белье только через век. Говорят, для обучения плетению брабантских кружев по велению Петра Первого в Новодевичий монастырь были выписаны тридцать монахинь из фламандских монастырей.
Любопытно, что правила застилки постели, разошедшиеся из Голландии по странам в XVI веке, продержались без изменений почти до наших времен - до пятидесятых годов двадцатого столетия. Предписывали они следующее: накрыть постель холщовой простыней, поверх нее застелить другую, тонкую с отделкой, поверх еще одной расшитой простыни клали одеяло. Наволочек полагалось шесть - на разные виды подушек.
Вся нынешняя упрощенная комплектность - пододеяльник, простыня, две наволочки - появилась после Второй мировой войны. Но большая часть европейских фабрик, шьющих белье высокого класса, так и не приняла эту схему к производству. Поэтому в каталогах компаний-долгожителей и сейчас можно найти около двенадцати наименований того, что в общей сложности составляет постельное убранство.
У компании JESURUM, основанной в 1868 году, ассортимент кружевного постельного великолепия кажется вообще безграничным. JESURUM - единственная венецианская фабрика, сохранившая старинные кружевные цеха, в которых кружево плетется так, будто время остановилось где-то на пороге двадцатого века. Кстати, именно в 1900 году компания выпустила многоцветное кружево - свое ноу-хау.
Не аутентичная, но невероятная по технологии и дизайну вышивка есть на постельном белье MISSONI HOME. Фирменные гладкие вышитые зигзаги, расположенные по кантам простыней и наволочек, переливаются всеми мыслимыми цветами.
Секрет не раскрыть ни за что, если не увидеть процесс: шелковые нити изначально красятся так, что цвет на них через равные промежутки то сходит на нет, то насыщенно проявляется. Самое дорогое белье в каталоге MISSONI HOME - из однотонного шелкового атласа с шелковой вышивкой.
Шелковое белье, ставшее за последние тридцать лет притчей во языцех, на самом деле настолько неудобно в эксплуатации, что даже не верится. И к кровати его прикрепить сложно - соскальзывает, и мнется быстро, на глазах теряя свое блестящее очарование, и стирать его нужно предельно деликатно... Но ничего не поделаешь. Случаются жизненные обстоятельства, когда шелковое белье кажется необходимым. Швейцарская компания SCHLOSSBERG производит, наверное, самое романтичное шелковое белье. Без вышивок и кружева, но с огромными цветами. Печать настолько тонкая, а рисунок настолько точный, будто цветы сфотографированы.
С дорогим постельным бельем не расстаются по прихоти моды. Находясь вдалеке от дома, о нем вспоминают как о чем-то родном.