Система ценностей
квартира общей площадью 50 м2 в старом доме в центре Москвы Нина Прудникова Спокойная, традиционная обстановка квартиры общей площадью всего 50 м 2
в галерею
В процессе общения архитектора и заказчицы выяснилось, что их взгляды на жизнь и искусство совпадают почти полностью. Поэтому неудивительно, что архитектору было предложено сделать квартиру "как для себя". Единственное пожелание - создать интерьер в "несовременном" (в хорошем смысле слова) стиле. Хозяйка, дама средних лет, хотела жить в спокойно-традиционной обстановке, в доме, где все говорило бы о семейных ценностях, а интерьер напоминал бы старую московскую или ленинградскую квартиру.
На этот выбор повлияли как вкус и привычки, так и сама атмосфера старого дома в центре Москвы.
Первой реакцией на готовую квартиру стало удивление. Ведь сначала совершенно непонятно, каким образом на месте узенького коридора, малюсенького санузла, небольшой комнаты и просто крохотной кухни оказалась вполне современная как с функциональной, так и с планировочной точки зрения квартира. Поскольку площадь была минимальной, решили объединить пространство так, чтобы из любой точки квартиры оно воспринималось полностью, "как на ладони". Роль временных стен поручили подвижным перегородкам, которые отделяют кухню-столовую (композиционный центр дома) от санузла и комнаты, служащей одновременно и кабинетом, и гостиной, и спальней.
Особое значение в объединении пространства этой маленькой квартиры придается, как ни странно, санузлу. Многие гости, глядя на его открытую дверь, спрашивают хозяйку: "А там у вас что, комната?" Вопрос кажется вполне естественным. Во-первых, мы не привыкли входить в санузел из... столовой. Во-вторых, мебель там стоит точно такая же, как в комнате и кухне. И наконец,
Использование темных красок в маленькой квартире тоже кажется парадоксальным, но это только на первый взгляд. По выражению архитектора, пространство "собрано густотой".
Удивительно, - при этом интерьер выглядит настолько естественно, что работа архитектора почти не видна, по крайней мере она "не бросается в глаза". Оказывается, такая "маскировка" - сознательный прием, выражающий творческое кредо Нины Прудниковой: "Чем меньше, на взгляд гостя, сделано в квартире - тем больше, и чем проще - тем сложнее". На самом деле, эта "естественность" - кажущаяся, ведь интерьер тщательно продуман и "выстроен" архитектором вплоть до мельчайших деталей.
Кстати, о деталях. Создается впечатление, что и единство пространства, и цветовая гамма квартиры служат как бы фоном для главного - личных реликвий, старых фотографий, антиквариата, всего, что связано с историей семьи. Идея интерьера - в движении от мелкого к крупному, от части к целому так, что именно важные по смыслу детали имеют определяющее значение, а большие предметы играют, скорее, вспомогательную роль. И еще одна особенность - в квартире почти нет верхнего света. Его с успехом заменяет множество настольных ламп. И это неслучайно, ведь когда наступает вечер, их яркий свет "выхватывает" из темноты заполненные воспоминаниями уголки комнаты. Именно они, а не дорогие аксессуары - главное в системе ценностей хозяйки этой маленькой квартиры.