Союз архитектуры и живописи

трехуровневый дом в подмосковном коттеджном поселке (500 м2) Евгений, Сергей и Петр Окиншевичи Основной мотив оформления интерьера этого загородного дома - многочисленные элементы классики, переосмысленные в духе современности

Дата публикации: 01.05.2001

Фото: Евгений Лучин

Текст: Юлия Шитова

Архитектор: Сергей Окиншевич, Петр Окиншевич

Руководитель проекта: Евгений Окиншевич

Художник: Ирина Коржева-Чувелева, Александр Рылеев

Журнал: N2 (47) 2001

Не верьте тем, кто утверждает, что дом - это нечто неодушевленное. Ведь у каждого дома, будь то современный загородный особняк или квартира в "пятиэтажке", - все как у людей: есть "родители, неповторимая судьба, легкий или несносный характер и свое собственное лицо... Вот с лица, точнее, с фасада, и начнем знакомство с недавно построенным в одном из коттеджных поселков близ Москвы особняком. Внешность как человека, так и дома бывыает обманчива: за "легкомысленным" фасадом способен скрыться строгий, замкнутый характер-интерьер, и наоборот. Тут, как говорится, не угадаешь.

Увидев возвышающиеся за неприступным забором башню и разновысотные, "ступенчатые" объемы, мы сначала подумали, что перед нами замок-крепость с холодными "средневековыми" интерьерами. И даже цвет стен - теплый, нежно-желтый, совсем неподходящий для неприступного замка, нас не смутил.
Только миновав ворота, мы поняли, что ошиблись, - на самом деле дом дружелюбный, открытый и приветливый.

Отделка стен, огораживающих участок, повторяет отделку фасадов дома, а дорожки сада выложены тем же камнем, что и ступени крыльца. Дом "распахнут" в окружающую среду, и это ощущается особенно ярко, когда находишься внутри. Такой открытый и приветливый "характер" достался ему от "родителей". Их у него несколько: руководитель проекта Евгений Окиншевич, его сын Петр, брат Сергей Окиншевич, художник Александр Рылеев, и конечно же, хозяева. Особняку, о котором идет речь, повезло: он не "подкидыш", построенный одним архитектором, реконструированный и отделанный другим. Дом проектировался "с нуля", и стиль внутренней и внешней отделки был определен сразу.

Получившийся образ неслучайно ассоциируется со средневековым замком: архитектура Прованса - давняя любовь хозяйки. Наверное, поэтому почти вся мебель в доме - ранцузская.
Надо отметить, что подбор мебели, аксессуаров, развеска картин, а также общая концепция и стиль светильников - все это было отчасти определено хозяевами дома. Автор проекта отнесся к их инициативам с воодушевлением, и даже готов был выдать им... авторское свидетельство на дизайн внутренних помещений! Не последнюю роль сыграла и специальность хозяина - строитель, поэтому он особо тщательно следил за отделкой лестничных перил, дверных косяков и других деталей, ведь известно, что такие "мелочи" наиболее красноречиво свидетельствуют о качестве строительства.

Но вернемся к архитектуре. Уже во внешнем облике дома отражается его внутренняя планировка. Сначала она кажется непостижимой: вход в дом не с фасада, а с угла, из холла - лестница вверх, слева - анфилада дверей, потом еще одна лестница... На деле все яснее ясного: дом делится на две части - жилую, расположенную в башне, и "спортивно-гостевую", которая расходится от основной вертикали как ветви от ствола. С любого уровня постройки можно попасть в гостиную, бассейн или на кухню.
Такая органичная структура родилась неслучайно - это результат многократной корректировки в процессе строительства. Пожалуй, главное правило, которого строго придерживались и хозяева, и творческая группа - "загородный дом должен быть в согласии с природой, стать, по сути, ее частью". Поэтому план, цветовое решение интерьера, сюжеты мозаики, картин, витражей, настенной живописи, а также оформление окон и светильников - все это отголоски нового направления архитектуры - бионики, заимствовавшего формы и материалы из модерна начала ХХ века. Сейчас, на рубеже нового столетия, он стал настоящей классикой.

Автор очень хорошо понимает, что в творчестве очень трудно, не отказываясь от традиции, избежать аллюзий, цитат и прямого заимствования из искусства прошлых лет. Он из тех, кого принято называть "человек эпохи Возрождения": архитектор и живописец одновременно, профессионально относящийся и к одному, и к другому виду деятельности. Может быть, благодаря этой "раздвоенности" автора дом получился цельным, единым "организмом", в котором красота неотделима от функциональности.

В творчестве художника-архитектора цвет становится одним из основных выразительных средств. По мнению Евгения Окиншевича, "эти два вида искусства выполняют общую задачу - и то, и другое трансформирует реальность. Дом, о котором мы рассказываем, - наглядное тому подтверждение. Опыт живописца позволил внести в архитектурный замысел большую свободу.
И дело тут не только в гармоничном сочетании теплых и холодных тонов отделки стен. Нестандартные дизайнерские решения (переходы из одной зоны в другую, внутренние балконы, колонны, как бы "вырастающие" из толщи стен) позволили предотвратить "расползание" архитектурных объемов и собрать композицию дома воедино. Автор - сторонник того, чтобы пространственная структура была красивой сама по себе, а детали - лишь дополняли, подчеркивали ее особенности.

И тут, при более детальной проработке, знание архитектурной логики и тектонических законов помогло уже художнику Окиншевичу найти свой, неповторимый стиль живописи. Его экспрессивные полотна, то осязаемые и понятные, то пробуждающие какие-то смутные образы из глубин подсознания, находятся в совершенной гармонии с архитектурой дома.
Дом, в котором красота неотделима от функциональности, реальное сосуществует с эфемерным, а живопись в ладах с архитектурой, просто обязан иметь композиционное ядро. Им стала "общественная" зона: гостиная с камином, столовая и кухня, объединенные главной лестницей и "люстрой на два этажа". Геометрия интерьера этого "растущего" дома включает в себя элементы планировки двух типов - анфиладно-дворцового и диагонального, а также многочисленные ниши и окна. О последних следует сказать особо. С помощью окон, выходящих на улицу, или межкомнатных, которые существуют там, где нечего скрывать от посторонних глаз, создается дополнительная игра пространственных планов, помещения "сообщаются" одно с другим. Движение - не физическое, но визуальное - возможно в любом направлении. Кажется, что к каждой стене подходили с вопросом: "А нельзя ли здесь "прорубить" окно?"
Там, где действительно рубить было нельзя (например, в стенах спальни, выходящих на лестницу), сделали ниши, напоминающие окна и поместили в них живописные пейзажи-"обманки", подобные тем, что часто встречались во дворцах эпохи барокко. Благодаря им стены начали "дышать" и даже "играть" с гостями - в доме, напоминающем живое существо, возможно все! Но на этом оконные "чудеса" не заканчиваются: место окна на плоскости стены определялось не только понятиями симметрии или удобства, но и открывающимся из него видом.
Поэтому в доме появились нефункциональные (света в комнатах хватает и без них), специально не задрапированные "окна-картины" и окна под самой крышей, в торце мансарды. Последние нужны там не столько для света, сколько для того, чтобы пропускать лучи заходящего солнца, освещающие наддверный витраж!

Еще одна изюминка интерьера - поворачивающиеся вокруг своей оси окна-витражи, отделяющие кухню от гостиной. С их помощью характер пространства - с замкнутого на открытый - меняется практически мгновенно, одним движением руки.

Но цветовая гамма, сюжеты витражей и декоративных панно, и даже окна - далеко не все, что помогло создать дом, живущий в гармонии с природой. Ее присутствие в интерьере было обозначено еще и основными первоэлементами: огнем в камине, водой в фонтане зимнего сада, камнем в отделке пола или стен...
А если добавить к этому так называемый "зодиакальный герб" - композицию из знаков зодиака всех членов семьи, служащую украшением лестницы, то речь пойдет о единении с природой уже в космических масштабах.

Внешность, характер и сведения о родителях человека позволяют попытаться предсказать, что ждет его в будущем. Но как быть в том случае, если мы говорим о доме? Можно ли сделать прогноз? Наверное, да. По крайней мере, мы точно знаем, что в будущем этот дом останется таким же приветливым и гостеприимным, несмотря на свой немного "средневековый" внешний вид.
Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Эти статьи могут вам понравиться:

АрхиЁлка-2024: обновили программу! Еще больше возможностей прекрасно провести вечер

С 1 ноября цена изменится. Не упустите возможность приобрести билеты по выгодной цене.

#Новости

Интерьер, вдохновленный путешествиями: квартира в Москве для семьи с детьми

Дизайнеры Юлия Жирнова и Анна Матвеенко (дизайн-студия «Мастерская Комфорта») оформили квартиру для молодой семьи в эклектичном стиле, где в качестве стилистических точек опоры выступают любимые места из путешествий семьи.

#Интерьер #Квартиры #Эклектика #Москва

«Восьмая высотка Москвы»: самобытная архитектура в новом проекте концерна «КРОСТ»

В своем новом проекте, доме «Высотка на Жукова», компания продолжает развивать самобытную премиальную московскую архитектуру, архитектуру подлинной Москвы.

#Новости

Джулио Каппеллини стал амбассадором выставки ARTDOM

​Известный дизайнер, основатель и арт-директор итальянской мебельной компании Cappellini стал амбассадором выставки ARTDOM и примет участие в деловой программе выставки 20-22 февраля 2025 года, при поддержке генеральных партнеров деловой программы компаний «Европейская Сантехника» и FreeDom Interiors.

#Новости