Спасо-хаус
Разнообразные архитектурные истоки в одном необычайно выразительном произведении - особняке на Арбате
в галерею
О знаменитом московском Спасо-хаусе известно множество историй, но наиболее захватывающая прозвучала в "Мастере и Маргарите" Михаила Булгакова. Позже именно этот праздник был описан на страницах "Мастера и Маргариты" как полуночный бал у Воланда
Позже именно этот праздник был описан на страницах "Мастера и Маргариты" как полуночный бал у Воланда.
"Маргарита была в высоте, и из-под ног ее вниз уходила грандиозная лестница, крытая ковром. Внизу она видела громаднейшую швейцарскую с совершенно необъятным камином..." Этот дворец был выстроен перед Первой мировой войной для богатейшего банкира и промышленника Николая Александровича Второва. Над проектом работали архитекторы Владимир Дмитриевич Адамович и Владимир Матвеевич Маят, выпускники Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Место под строительство было выбрано самое привлекательное: престижное "дворянское гнездо" в тишине арбатских переулков подле церкви Спаса на Песках, увековеченной Поленовым на картине "Московский дворик". Обсуждая с зодчими стиль своего будущего особняка, Второв просил сделать что-нибудь "ясное, светлое, гармоничное, с признаками античности". Так они и решили - соединить черты классицизма и ампира.
К сожалению, в 1933 году один из фасадов с главным входом был закрыт для обозрения: рядом построили новый корпус концертного зала.
Поэтому вход в дом с того времени - с правого торца. У парадного фасада, выходящего в сад, вместо дверей - изумительная терраса-ротонда, грациозно завуалированная от посторонних глаз расположенными полукругом ионическими колоннами.
Над ротондой - балкон, позади которого - широкая арка с возвышающимся над ней аттиком, характерным для раннего ампира эпохи императора Александра I.
Центром композиции особняка является Большой зал, поражающий своей огромностью. Ионические колонны, почти археологически точные, поддерживают строгий, высокий карниз с могучими цилиндрическими сводами. Над карнизом расположены арки галереи второго этажа. Вверху "парит" гигантский свод с лепной античной гирляндой посередине. В центре - сверкающая хрустальная люстра. Колонны, великолепие лепного декора, изумительная мозаика наборного паркета создают в Большом зале поистине театральный эффект.
Более скромными выглядят бильярдная и библиотека с элементами классической симметрии: кресла с яркой обивкой, парные книжные шкафы, ампирные тумбы красного дерева с бронзовыми головками. Подлинные раритеты - напольные часы фирмы BIRMINGHAM, сделанные в единственном экземпляре.
"Еще, еще, королева Марго, - шептал появившийся рядом Коровьев, - надо облететь залы, чтобы почтенные гости не чувствовали себя брошенными..." Есть смысл вслед за прекрасной Маргаритой проследовать по парадным покоям. Их архитектурные изыски стоят того. К Большому залу примыкает прямоугольная гостиная (сейчас ее называют Музыкальным салоном). В этой комнате невозможно пройти мимо одной детали - небольших, очень изысканных рельефных панно с белыми фигурками, расположенными над высокими арочными зеркалами. Кстати, такую скульптурную пластику нетрудно представить и в современном интерьере. Поскольку уж очень они напоминают фарфоровые изделия знаменитой английской фирмы WEDGWOOD...
Дверь с простым порталом ведет в овальную гостиную. Там снова как бы сменяется эпоха. Восхитительные орнаменты и витиеватая лепнина оформлены в духе рококо. Плоские закругленные ниши в стенах заканчиваются раковинами-рокайлями.
Овальный потолок оправлен в широкую раму фриза, расписанного причудливыми мотивами из сказочного леса, где среди ярких цветов и растений порхают райские птицы. "Маргарита в ту ночь пролетала в зале, показавшемся ей тропическим лесом, - написано у Булгакова. - Красногрудые зеленохвостые попугаи цеплялись за лианы, перескакивали по ним и оглушительно кричали: "Я восхищен!"
Рассказывают, что архитектор Адамович некоторое время работал помощником у Федора Шехтеля. Очевидно, благодаря этому столь немаловажному факту в биографии одного из авторов Спасо- хауса появилась столовая с буфетной, оформленная в стиле модерн.
Двадцать вторым по счету послом, резиденцией которого является Спасо-хаус, стал господин Александер Вершбоу. Каждый новый хозяин этого роскошного дворца вносил в оформление дома что-то новое. Будучи дизайнером- ювелиром, г-жа Лиса Вершбоу, супруга г-на посла, особенно преуспела в декораторском деле.
"И хотя я позволяю себе демократично подходить к вопросам стиля в искусстве, предпочтение отдаю современным формам, - рассказывает г-жа Вершбоу. - Однако, поселившись здесь, я убедилась в мастерстве ваших архитекторов. Смешение архитектурных стилей и исторических периодов, которые можно наблюдать, бродя по московским улочкам, придает русской столице незабываемый колорит. Например, старинная церквушка на нашей площади, являясь бесспорным архитектурным совершенством, не только дополняет Спасо-хаус, но и вместе с ним прекрасно "работает" на эффект старого московского переулка.
Впервые увидев особняк Второва, я была буквально потрясена красотой, роскошью и совершенством, которые присутствуют в каждом архитектурном жесте здания - будь то зеркала напротив друг друга или парадная лестница при входе. Меня интересует все: как живут люди в других странах, как принято оформлять интерьеры, какие предпочтения существуют в дизайне вообще... Это не просто любопытство: я - профессионал. Но у себя, в Америке, я все же предпочитаю современные стили, отвечающие ритму нашей жизни".
Так случилось, что все, построенное в начале XX века, имеет приставку "нео-" - неоклассицизм, неоготика, неоампир... Это игра новых и старых стилей, получившая название эклектики. Игра тонкая, балансирующая на грани допустимого. Разнообразные архитектурные истоки - античное наследие, екатерининский классицизм, александровский ампир - слились в одно рафинированное и необычайно выразительное произведение - особняк на Арбате.