Спросили дизайнеров: как выйти на заказчика премиум-класса
Российские дизайнеры и архитекторы делятся собственными историями и советами, которые помогут перейти на новый уровень проектов.
Получить высокобюджетный и знаковый проект мечтает каждый дизайнер. Такая работа становится не только украшением портфолио, но и своеобразным маркером высокого профессионализма. Как найти заказчика из премиум-сегмента и, главное, как его заинтересовать и не разочаровать, узнали у практикующих дизайнеров и архитекторов.
Арина Волкова: «Важно работать над портфолио, учиться, развиваться»
«Чтобы выйти на большие и значимые для дизайнера проекты, безусловно, нужно много работать. И в первую очередь, создавать проекты, соответствующие определенному уровню.
Если вы — начинающий дизайнер, важно работать над портфолио, учиться, развиваться. В век информационных технологий, имея в портфолио «однушку в спальном районе», выйти на заказчика более высокого уровня с большими площадями и интересными задачами не получится. Сначала вы вкладываете в образование, после — в своё развитие.
Высокобюджетные проекты дают возможность сделать что-то интересное, эксклюзивное, попробовать новые материалы и технологии. Но малоопытному дизайнеру сложно осилить большие объёмы и справиться с ответственностью, которая возникает при работе над знаковыми объектами. Чаще всего над ними трудится не один человек, а целая команда. Очень важной составляющей хороших проектов и доверительных отношений с заказчиком является порядочность. Для меня важно, чтобы заказчик доверял мне и понимал, что моя задача — не заработать на проекте, а реализовать себя как профессионала и при этом получить заслуженный гонорар.
Я не отличаю бюджетный проект от высокобюджетного, работаю, в первую очередь, с интересными и хорошими людьми — это для меня действительно важно. Кстати, с профессиональным ростом приходят и свои сложности, например, трудно ориентироваться в низкобюджетных материалах и строить из «ничего», поэтому приходится отказываться от проектов не только из финансовых, но и из профессиональных соображений».
Татьяна Пирожкова: «В этом сегменте лучше всего работает «сарафанное радио»
«В премиальном сегменте совсем другие правила игры и критерии оценки вашего профессионализма. Если раньше вы могли получить проект, играя на понижение цены, то сегменте люкс это не сработает. Нет, это не значит, что вы должны предложить все самое дорогое, люди умеют ценить свои деньги. Вы должны предложить нечто уникальное. Заказчик в премиальном сегменте ценит мастерство, уверенность, статусность, насмотренность, новизну, пунктуальность (время — самый дорогой ресурс). Здесь вы решаете задачи другого плана — не как сделать из «однушки» «трешку», а как созданный вами интерьер будет соответствовать высоким стандартам жизни вашего клиента, а еще лучше — повышать его комфорт в каждой детали: красота пространства важна не менее, чем его функциональность.
В этом сегменте лучше всего работает «сарафанное радио», например: ваш клиент придет к другу и увидит ваше творение или увидит ваш общественный проект. Чтобы общаться с ним, нужно понимать его образ жизни, говорить на одном языке, бывать на тех же выставках, в тех же ресторанах, тех же курортах, отелях. Приходя домой, они хотят видеть пространство, ничем не уступающее тем, что окружают их во внешнем мире. Они хорошо разбираются в людях и не будут с вами иметь дело, если обнаружат ваш непрофессионализм.
Вам необходимо потрудиться над своим портфолио: публикации в российских и зарубежных СМИ, конкурсы, выступления в качестве эксперта, награды, книги, зарубежные проекты и коллаборации — все это будет работать на вас. Вы должны создать свое «имя», личный бренд.
Такому заказчику важно то, как вы выглядите, как разговариваете, в каком вы расположении духа. Речь идет даже не о брендах — этим не удивишь, а об умении стильно одеваться, создавать образы. Если у вас есть чувство прекрасного, оно распространится на все сферы жизни — и на имидж в том числе.
С увеличением дохода вам необходимо больше вкладывать в себя — в свое образование и развитие навыков. Здесь не сработают штампованные интерьеры (не все мои коллеги, конечно, согласятся с этим пунктом), но мои клиенты — люди образованные, состоявшиеся, «насмотренные», и им важно, чтобы их понимали. Они хотят видеть у себя дома новинки со всемирных выставок, самые современные технологии; они задумываются об экологичности и качестве материалов, открыты к восприятию новых тенденций.
А еще такие люди очень быстро развиваются и меняются, поэтому, делая интерьер, старайтесь действовать на «опережение» — человек не должен перерасти этот дом, пока он строится. Но это уже высший пилотаж.
А главное, любить то, чем занимаешься, мне часто говорили, что я настолько «горю» своими проектами, что со мной хочется работать».
Сергей Трегубов: «Заказчику со статусом нужен дизайнер, который сможет предложить ему нетривиальные решения»
«Крупные объекты пришли не сразу — я, наверное, как и все начинающие дизайнеры, начал свой путь с маленьких квартир и комнат. К тому же на втором курсе университета я устроился на работу в компанию «Старик Хоттабыч» как дизайнер интерьеров — мне пришлось научиться быстро принимать решения и работать только с тем материалом, который есть под рукой. В дальнейшем мне стало тесно в рамках сети, и я решился на самостоятельное плавание. Понимая, что для хорошего заказа нужен статус, я решился на участие в ТВ-проекте «Школа Ремонта». Наше сотрудничество продолжалось на протяжении 10 лет, из которых 3 года я вел собственную рубрику «Мастер-класс с Сергеем Трегубовым». Я до сих пор работаю над собственным брендом и узнаваемостью, иначе никак: заказчику со статусом нужен надежный дизайнер, который сможет предложить ему нетривиальные решения.
Начинающим дизайнерам, которые хотят найти заказчика более высокого уровня, я могу посоветовать очень плотно работать над личным брендом и попасть в ТВ-проекты: так вас смогут быстрее заметить. Совсем не лишним будет вести авторский надзор и решать задачи, которые ставит перед тобой строитель: как показывает практика, пока дизайнер не приедет на стройку, строители ничего не могут сделать, даже если все указано в чертежах (тут я обычно грустно улыбаюсь). И еще один очень важный момент: для общения с крупными заказчиками вы должны быть подкованы информативно. Быть в курсе трендов, последних новинок и их качества, чтобы потом, если они появятся на объекте, сильно не удивляться.
Первое, на что стоит обратить внимание, работая с большим бюджетом, — это проектная часть. Если чертежи не будут полными, дизайнер навряд ли сможет понять, как воплотить в жизнь то, что он нарисовал. А еще важно помнить, что любую подборку цвета, отделки, внешний вид нужно утверждать с заказчиком через почту или мессенджеры, чтобы потом была возможность подтвердить любую выбранную позицию — иначе дизайнер рискует приобрести себе эксклюзивные позиции (у меня в практике были подобные «покупки»). И нужно помнить, чем выше бюджет, тем выше ответственность.
Во время карантина работа над премиальными проектами, конечно, поменялась. Приходилось договариваться с поставщиками и с директорами компании, чтобы открывали склады, привозили образцы, а часть пробников отправляли курьерами, чтобы оптимизировать работу. Но это был отличный опыт: мы стали как-то ближе с нашими заказчиками и партнерами, показывая свою лояльность и ответственный подход к работе».
Анна Гуськова: «Высокобюджетные клиенты ищут лучших, проверенных профессионалов»
«Работе над проектами с большим бюджетом, в моем случае, всегда способствует «сарафанное радио». Такого уровня клиенты приходят только через совет людей, чье мнение является для них авторитетом. С площадки Инстаграмм заходят клиенты среднего достатка, которые долго выбирают из нескольких дизайнеров, заранее присматриваясь по несколько месяцев. По крайней мере, по моим личным наблюдениям, это так.
Если вы работаете качественно, с энтузиазмом, нетривиальными идеями, далеко смотря в будущее и предугадывая тренды на 20 лет вперед, а, еще лучше, умеете создавать интерьеры вне времени, тогда высокобюджетные клиенты сами выйдут на вас.
Они ищут лучших, проверенных профессионалов, которым можно спокойно доверить решение многих вопросов самостоятельно. Такие клиенты высоко ценят свое время и с уважением (не раз подмечено) относятся к вашему. Встречи должны быть короткими и максимально продуктивными. Соответственно, вы должны подготовиться к каждому такому общению заранее и иметь несколько обдуманных вариантов. Предложения вносите аргументированно. Обычно такого уровня клиенты обладают высокой насмотренностью и хорошим вкусом на дорогие вещи. Люксовый сегмент не подвержен быстроменяющимся трендам. Здесь приветствуется преемственность исторических традиций, выверенность форм и линий. За вдохновением следует обратиться к формулам дворцов, соборов, доходных домов. Изучая историю архитектуры, вы найдете работающие приемы, которые можно привнести в современный интерьер, добавив индивидуальную ноту образа клиента.
Высокий бюджет предполагает всегда заказные позиции и часто эксклюзив по вашим чертежам с западных и европейских фабрик. Соответственно, необходимо держать руку на пульсе и контролировать сроки. Вести переписку с фабриками, корректируя чертежи, и высылать необходимые замеры. Иногда сроки вдвое увеличиваются, если нужно утвердить эксклюзивный выкрас элементов мебели или светильников. Особенно, если интерьерное решение объединяет мебель с двух или более фабрик и производств. Об этом нужно подумать заранее и разместить своевременный заказ у поставщиков.
С учетом новых реалий, которые появились в 2020 году, предугадать сроки поставок становится очень сложно. Иногда приходится идти на компромисс и искать местные производства. И будьте готовы, что придется буквально держать за руку мастеров и добиваться идеальной реализации ваших идей».
Евгения Филатова: «Знания, насмотренность, опыт сами привлекут новые объемы и новых клиентов»
«Как и в любой работе, секрет успеха и рецепт один — работайте много и работайте хорошо. Делая свою работу на 1 000 процентов, вы автоматически получаете качественный продукт и, конечно же, довольных клиентов и рекомендации. А вот, на мой взгляд, путь к этим самым 1000 процентам тернистый и нелегкий — через ошибки, опечатки, через сложные задачи, которые требуют немедленного решения.
Имея опыт строек и проектирования более 10 лет, с точностью могу сказать, что на каждом объекте случается что-то новое и непредвиденное, чего раньше не происходило. И держать на контроле любой форс-мажор можно только с авторским надзором. Вот и второй немаловажный пункт успеха — участвовать в процессе, работать с материалами, подрядчиками, узнавать тонкости и специфику тех или иных поверхностей. Все эти знания по крупицам будут наполнять вас изо дня в день. И именно уверенность в том, что вы владеете информацией лучше любого менеджера, поможет вам чувствовать себя убедительнее. Именно такого, высококвалифицированного специалиста, хочет видеть перед собой любой потенциальный заказчик.
Важно понимать, что бюджет премиальных объектов и сегмента эконом-комфорт — это две совершенно разные истории, с разной спецификой, разным ассортиментом, разными материалами.
Высокобюджетные проекты — это повышенные зона ответственности и качество исполнения, уверенность в своём подрядчике или поставщике должна быть безусловная. Чем выше бюджет проекта, тем дороже стоит любой неверный шаг дизайнера. Поэтому главное правило «семь раз отмерь, один раз отрежь» очень применимо в данном случае. Подводя итог, скажу, что нужно просто любить то, что ты делаешь, тогда знания, насмотренность, опыт сами привлекут новые объемы и новых клиентов».