Спросили профи: самая сложная дизайн-задача, которую вам приходилось решать
Российские дизайнеры и архитекторы — о челленджах, с которыми им приходилось сталкиваться в работе над проектами жилых интерьеров.
Сделать из маленького большое, полностью переиграть концепцию интерьера, превратить ошибки в достоинства — дизайнерам и архитекторам нередко приходится решать сверхзадачи. Как профи относятся к неотъемлемым для каждого рабочего процесса трудностям, узнали из первых уст.
Инна Зольтманн: «Сложно бывает, когда во время поиска «ингредиентов» для интерьера, встречается предмет или материал «из другой истории», который в себя влюбляет»
«В процессе работы над интерьером я создаю художественную композицию из цвета, света и материалов, которая выражает определенное настроение или состояние человека; это могут быть воспоминания или мечты, впечатления от какого-то произведения искусства — картины, фильма, книги, и это всегда история о человеке, о его душе, внутренней эмоциональной жизни.
Сложно бывает, когда во время поиска «ингредиентов» для интерьера, встречается предмет или материал «из другой истории», который в себя влюбляет. Ведь тогда меняется весь проект.
Так получилось с проектом квартиры на Патриках: мы с заказчицей искали центральный арт с настроением яркой весенней бодрости и мечтали о розово-белых пионах с добавлением чего-то желтого и красного. Эти цвета должны были присутствовать в ковре, подушках и других деталях декора.
Но вдруг встретили дивную живопись известного русского импрессиониста Анастасии Соколовой, члена-корреспондента Российской Академии художеств, — и настроение изменилось. Ее работа «Лилии. Лиловая вода» (2016, Холст, масло, 130х90) передает ощущение спокойного созерцания воды и растений, успокаивает, настраивает на умиротворение и любование природой, выражает ощущение гармонии человека и окружающего пространства.
И это было совсем другое настроение, но оно совпало с не осознаваемым до того момента желанием заказчика найти точку опоры в этом неустойчивом мире, получить ресурс здоровья и эмоционального баланса в своем доме, выйти в конкурентный мир с запасом душевных сил и энергии.
И мы все переделали — нашли другой ковер, другой декор и другие предметы, которые соответствовали этому новому настроению и ощущению».
Александр Гликман: «Для меня творчество — это поиск без понятия сложность»
«Для меня творчество — это поиск без понятия сложность. Я бы сказал, что работа может быть многоплановой, многозадачной, что предполагает определенное напряжение всей команды. Большинство моих работ связано с ручным трудом исполнителей, мастеров своего дела. Все строители, инженеры, художники, скульпторы, ювелиры выполняют свою работу с полной отдачей, так как работают на общий результат в команде — это моё требование.
Ситуация, когда идея в процессе работы трансформируется, дополняется массой новых деталей, акцентов, в моей практике не редкость. Это определенный стресс, но иногда даже ошибки, а от них никто не застрахован, становятся отправной точкой пересмотра идеи и превращаются в продуманный элемент проекта.
Я уверен, что творческому человеку под силу дополнить, переработать, перефантазировать свои первоначальные задумки в процессе работы, и это и есть творчество. Не менее важный момент в любом творчестве — способность убеждать команду в правильности вашего выбора».
Мария Губина: «Пропорции помещений не соответствовали стилистике, которую выбрали заказчики»
«Мои постоянные заказчики обратились ко мне за дизайном квартиры в стиле современной классики с элементами ар-деко. При этом исходные параметры помещения предполагали высоту потолков 2,5-2,7 м в чистоте, а площади комнат, особенно гостиной зоны, были очень большими. То есть пропорции помещений не соответствовали стилистике, которую выбрали заказчики.
Что делать? Собирая референсы для проекта, я наткнулась на интерьеры роскошных яхт с похожими соотношениями пространств. И так родилась идея оформить интерьер квартиры в том же стиле, с использованием шпонированных панелей из красного дерева, мрамора и лакированных элементов. Идею поддерживает и вид из окна на море. Думаю, что будь это квартира в мегаполисе, такой ход не сработал бы».
Татьяна Пирожкова: «Самый главный «челлендж» в дизайне интерьеров — это коммуникация»
«Я бы, конечно, могла сейчас рассказать про стол, купленный на выставке в Милане и отправленный по ошибке продавцом в Японию (Россия, Япония — все в сторону Востока), или плитку, оказавшуюся зеленой вместо синей (по объяснению поставщика — «просто синяя закончилась»). Но нет, назову их «приключениями», которые случаются время от времени.
На мой взгляд, самый главный «челлендж» в дизайне интерьеров — это коммуникация. Процесс ремонта довольно непростой сам по себе: это серьезный командный проект, где важна слаженная работа, следование определенному графику, выстроенная коммуникация.
Даже если мы имеем дело с фрилансером, все равно очень легко попасть в так называемый треугольник Карпмана — игру в транзитном анализе, представляющую собой серию скрытых взаимодействий и приводящую к конкретному результату. В ней есть три участника: Преследователь, Спасатель, Жертва — идеальный набор ролей для клиента, дизайнера, строителя/подрядчика. В ходе работы над проектом часто происходит круговорот ролей, в котором рано или поздно сотрудник примеряет каждую из них. Избежать этого можно, четко распределив обязанности и выстроив границы в начале коммуникации.
Поэтому я люблю работать со своими строителями или с повторно обращающимися ко мне клиентами: они уже знают меня, доверяют, хотят именно мой проект, а не вариации на тему. Профессионал должен действовать в рамках своих обязанностей и в соответствии с техническим заданием, а не покушаться на не «свою территорию». Например, за некоторыми строителями часто водится такое, что когда они не знают, как это сделать, они начинают запугивать клиента — говорить, что это невозможно или «а вот у нас был случай...»
Если нет доверия, клиент начинает опрашивать всех — от членов семьи до, не дай бог, Гугла и Яндекса — и тогда все плохо может закончиться.
Другой челлендж, который может возникнуть для дизайнера — это неправильно составленный договор, особенно если вы работаете с заказчиками, которые могут позволить себе хороших юристов, и сумма контракта — не 100 000 рублей. В конечном итоге недобросовестный клиент может получить и дом по вашему проекту, и вернуть деньги по закону о защите прав потребителей. А поскольку потребители в РФ довольно хорошо защищены в отличие от авторского права, я советую на старте инвестировать средства в составление хорошего контракта с грамотным юристом, разбирающимся именно в сфере строительства.
Челлендж каждого дизайнера как креативного человека — это вера в себя и независимость от чужого мнения. Поскольку если вы хотите делать нечто большее, чем просто средние популярные интерьеры, вам необходимо создавать что-то новое, зачастую непривычное для большинства людей, а все непривычное поначалу вызывает острую критику. И, конечно, найти «своих» заказчиков — с которыми у вас одинаковое представление о прекрасном, тогда, считайте, что полдела сделано».
Наталья Сорокина: «Самая сложная задача — сделать из маленького большое»
«С какими только проблемами не сталкивается дизайнер в своей практике. Но, пожалуй, самая сложная задача — сделать из маленького большое. Часто кажется, что это нереализуемо, но если все очень тщательно продумать и спланировать, то и это возможно.
В одном объекте на 35 квадратных метрах мне удалось разместить полноценный мини-домик с баней, большой кухней и спальней. Увеличив высоту всего на 30 см и не делая зашивку потолка, я смогла найти интересное решение.
Например, стеллаж превратился в лестницу-стремянку, в гостиной открылись балки, и второй свет сделал помещение больше и интереснее. Кстати, камин служит одновременно топкой для бани. И еще один факт: в душевой за шкафами спрятана стиральная машинка и хозяйственный блок».