Спросили у профи: что самое сложное в работе над проектом в другом городе или стране
6 профессиональных мнений и реальные истории российских дизайнеров.
География работ большинства дизайнеров выходит за пределы родного города и даже страны. Сегодня над удаленными объектами можно работать как онлайн, так и с личным присутствием. Каких сложностей не миновать и как их преодолеть, узнали у практикующих российских дизайнеров.
Асмик Калантарян: «Если вспоминать все особенности во время работы за границей, можно написать целую книгу»
«Я всегда берусь за работу, которая принесет мне полезный опыт. Одно дело просто сделать красивый проект на картинке, другое — подготовить все необходимые планы, схемы, чертежи и сметы, начать строительство и довести все до расстановки декора и фотосессии. Для этого надо присутствовать на объекте как можно чаще, общаться с подрядчиками, находить с ними общий язык, что немаловажно. Бесспорно, сложно заниматься строительством в чужой стране без знаний ее законодательной базы строительства. Поэтому каждый проект в каждой новой стране — это своего рода вызов.
На данный момент у меня и моей команды есть опыт работы в Италии, Испании, США, Англии. На мой взгляд очень непростым оказался проект в Майами. Здесь мы столкнулись со множеством бюрократических проволочек. Согласовывать пришлось все, начиная от перестановки вывода для люстры на пять сантиметров до установки лестницы. Например, только чтобы заменить лестницу в трехэтажном пентхаусе, нам пришлось пройти все круги ада согласований: собрание жильцов всего здания (а оно было двадцатиэтажным), с архитектором здания, в мэрии и еще в множестве других инстанций.
Притом каждый город имеет свои правила. Например в городе Санни-Айлс-Бич разрешена одна высота для подступенка, тогда как в соседнем городе Бэл-Харбор она совсем другая. Другая проблема — неквалифицированные, в нашем понимании, строители, инженеры, сантехники, и их нерадивое отношение к работе. Пришлось везти свои кадры в Майами, о чем мы, кстати, сильно пожалели: почувствовав свою востребованность, многие из них решили остаться в США. Тот проект немного затянулся, но мы довели его до конца и получили результат, которым были довольны все.
Если вспоминать все заморочки во время работы за границей, можно написать целую книгу. И, чтобы подытожить, я бы хотела сказать: чтобы вести проект за рубежом, очень важно владеть иностранными языками, надо учиться и не бояться работы и быть мобильным».
Алексей Голуб: «Для меня удаленные объекты глобально не отличаются от локальных»
«Для меня удаленные объекты глобально не отличаются от, скажем так, локальных. Реализовав проекты как в нескольких городах России, так и за рубежом — во Франции, Финляндии и Латвии — могу с уверенностью сказать, что обмерные работы, проектирование, согласование комплектации, организация заказа и поставки материалов сейчас вообще не являются сложностью.
Есть всего два существенных фактора, влияющих на комфорт реализации: уровень выбранного местного подрядчика и интенсивность авиа- или ж/д сообщения между офисом и объектом. Не так давно добавился третий фактор в форме ограничения въезда в большинство стран Евросоюза, поэтому, к примеру, у нас притормозились, но не остановились, работы по апартаментам в Монако. Но и этот фактор можно обойти, задействуя напрямую европейских поставщиков. В остальном современные технологии позволяют ежедневно быть в курсе того, что происходит на объекте, и оперативно решать все возникающие вопросы.
Объяснять необходимость работать с организованным подрядчиком высокого сегмента качества и коммуникации, думаю, будет излишним. А интенсивность транспортного сообщения влияет, в основном, на стоимость работ по авторскому надзору. Если, к примеру, в Ригу можно слетать прямыми рейсами одним днем, то в Монако и Ниццу необходимо лететь на сутки, что менее удобно логистически, да и добавляются расходы на проживание, которые ложатся на заказчика. С другой стороны, два параллельных объекта в одном городе решают этот вопрос.
Лично для меня самое сложное — это установка и настройка непрерывной удаленной связи с новым подрядчиком. Поэтому в городах Европы, равно как в Москве и Питере, мы всегда сперва рекомендуем своих проверенных строителей. В остальных регионах приходится каждый раз начинать все сначала по уже отработанной схеме».
Татьяна Пирожкова: «Поездки «одним днем» забирают немало сил и времени»
«Я люблю работать с проектами в других городах и странах, несмотря на то, что такое местоположение увеличивает количество сложностей в работе примерно в десяток раз. В первую очередь, необходимо разделять работу над проектами в разных городах России и за рубежом.
В России, помимо московских проектов (городских и загородных), я имела опыт работы над спа в отеле в Краснодарском крае и квартирой в Санкт-Петербурге. Могу сказать, что большинство сложностей в питерском проекте возникало лишь в связи с тем, что рутина с процессом доставки и контролем за поставщиками была увеличена в разы, и многие мои воскресенья проводились по такому расписанию — утренний рейс из Шереметьево, вечерний из Пулково. Благо, культурная столица — и можно было совместить авторский надзор с посещением музеев, выставок, ресторанов. Но все же такого рода поездки «одним днем» забирают немало сил и времени. А без контроля на стройке можно, например, однажды обнаружить на стенах ванной плитку не бирюзового, а ярко-зеленого цвета (к счастью, заказчице понравилась и зеленая). В Питере много интересных галерей и полно антиквариата, поэтому проект получился очень эклектичным и многослойным.
Сложнее было с другим проектом — отелем, «на месте» не удавалось найти практически ничего, все приходилось заказывать из Москвы, но и вкусы значительно отличаются, хотя отель и был рассчитан в основном на туристов.
Сейчас сложилось так, что большая часть моих проектов находится за границей, поскольку я сейчас живу в Калифорнии. Один из проектов во Франции — на Лазурном берегу, с ним уходит неимоверное количество времени и сил на согласование и получение разрешений на малейшие переделки, и это, наверное, самая большая сложность. Из бонусов — быстрая доставка и меньшая стоимость всей мебели и материалов, поскольку отсутствуют логистические и таможенные расходы, а также безграничный доступ к французскому антиквариату и искусству.
При работе над моими проектами в Калифорнии сложнее всего было перестроиться на другую систему измерительных единиц — в моей голове все размеры и нормативы в сантиметрах и метрах, а здесь дюймы. Второй момент — практически на все виды работ требуются разрешения, зачастую даже от соседей, а в некоторых городах даже от местной администрации, чтобы, например, увеличить окно в собственном доме или перестелить пол на террасе. Здесь абсолютно другая система нормативов — Коды, которые очень строго соблюдаются, к примеру, Кодами регулируется даже расстояние от раковины до унитаза в ванной комнате.
Здесь другие поставщики и другие сроки, американский рынок мебели довольно закрытый, они любят использовать свои бренды, нет такого разнообразия, как в Европе. То есть то, что в России нужно было ждать из Америки до 9 месяцев, здесь доступно очень быстро, а вот европейские бренды, наоборот, отпугивают заказчиков именно сроками поставки и небольшой складской программой.
Я не очень верю в то, что можно вести проекты из России в Америке, потому что слишком большая разница во времени, другие тренды и другой рынок мебели и отделочных материалов. А вот европейские — вполне. Я бы даже советовала не отказываться от таких проектов, потому что, несмотря на все сложности, это невероятно обогащает и профессиональный опыт дизайнера, и его портфолио».
Юлия Жирнова и Анна Матвеенко: «У нас был проект на Тенерифе, и туда из Москвы в контейнерах везли самолетом отделочные материалы и мебель»
«Мы с удовольствием беремся вести проекты удаленно в других городах и даже странах. В наше время достаточно средств для общения и связи с заказчиком: современные технологии упростили всем жизнь, и мы этому очень рады.
Самое сложное в работе удаленно — это замер объекта, потому что, как правило, замер мы выполняем лично: важно прочувствовать объект и посмотреть все архитектурные нюансы. Также невозможно авторское сопровождение.
Если заказчик может справиться самостоятельно или привлечь специалиста по замеру, то и этот вопрос отпадает. Мы подсказываем, как следует осуществить замер, на какие нюансы обратить внимание. Просим прислать фото и видео с объекта.
В дизайн-проект обязательно входит концепция интерьера — визуализация или коллажи. С заказчиком мы обговариваем, где будут проходить закупки. Бывает, что мы комплектуем объект из тех магазинов, которые находятся там же, предварительно осмотрев ассортимент на сайтах и предоставив заказчику ссылки. Сам заказчик уже спокойно может заказать на сайте ту или иную позицию. Если что-то купить уже нельзя, тогда обсуждаем возможные варианты, используя мессенджер и видеосвязь.
Конечно, в таком формате общения есть свои сложности, нельзя точно посмотреть цвет, фактуру материала, но в целом идея сохраняется, и даже удаленно возможно сделать объект красивым.
У нас был проект на Тенерифе, и туда из Москвы в контейнерах везли самолетом отделочные материалы и мебель. А в прошлом году в разгар пандемии мы делали трехкомнатную квартиру в Испании под сдачу. Заказчик попросил укомплектовать мебелью из ИКЕА (испанской). Мы проделали огромную работу, отсмотрели и отобрали всё, вплоть до декора. Но, к сожалению, на тот момент удалось купить только 30%, тогда заказчик прислал ссылки итальянских магазинов, где ему понравилась мебель. В результате мы укомплектовали квартиру до конца, и получилось еще красивее».
Александр Гликман: «Если работа ваших партнеров по строительству четко организована, то никаких сложностей возникнуть не должно»
«Работа над проектом в другом городе или стране подразумевает поездки, перелёты, отели — это не сложность, а необходимость, иногда не лишенная удовольствия. Если ваши партнеры по строительству постоянно на связи, их работа четко организована и выстроена последовательно, то никаких сложностей возникнуть не должно. Если график финансирования проекта не нарушается, то не возникнет основной сложности, связанной с остановкой проекта и срывом обязательств. Моя фирма в Италии, например, занимается полной комплектацией и организацией работ, у нас большой опыт с зарубежными проектами под ключ.
В любом осуществлении проекта очень часто возникают дополнения, изменения, связанные с желанием вашего заказчика «что-то улучшить», и здесь должна сработать именно ваша профессиональная способность убеждения в правильности выбора точного решения. Любая остановка процесса строительства, несомненно, пагубно влияет на результат, в том числе и на качестве работ.
В любом случае, работа всегда начинается с первого этапа — концепции проекта. Я никогда не делаю и не советую делать этот этап без оплаты. Концепция — это идея проекта, что означает основную линию задумки. Разговоры предполагаемого заказчика на тему «Вы нарисуйте то, как представляете задачу, а я потом посмотрю и решу с оплатой» изначально нарушают профессиональную этику партнерских деловых отношений. Время — деньги! Уважение к работе должно быть».
Ольга Шаповалова: «Самые большие затруднения — столярные производства, в наших проектах часто это индивидуальное изготовление»
«География проектов моей студии довольно обширна. Например, сейчас в работе два проекта в Сочи и один в Санкт-Петербурге. А три года назад в работе была квартира на Кипре — мы с удовольствием берем проекты в других городах.
И все это несмотря на вечные проблемы с поставщиками и подрядчиками. В большинстве случаев ремонтные работы производят строители из Москвы, так как качество услуг на месте не соответствует необходимому уровню, но мы в всегда в поиске хороших строителей на местах.
Такая же проблема с поставщиками — в основном материалы и мебель заказываем в Москве, затем отправляем на объект. Самые большие затруднения — столярные производства, в наших проектах часто это индивидуальное изготовление. На данный момент работаем с подрядчиками из Москвы. Тем не менее, надо отметить, что качество услуг растет с каждым годом, надеюсь, в будущем будем сотрудничать с местными подрядчиками и поставщиками».