Старая-старая крепость
Декорации к историко-патриотическому сериалу "Баязет" по роману В. Пикуля. Главное "действующее лицо" - турецкая крепость
в галерею
Декорации к историко-патриотическому сериалу "Баязет" по одноименному роману В. Пикуля (сценарий Э. Володарского) также миновали эскизный этап и возникли "во плоти" на 240 квадратных метрах павильона номер 12, "вместивших" на удивление много интерьеров: госпиталь и операционную, штаб, каземат, казначейство в Икдыре, комнаты главных героев и другие. Как рассказал Владимир Тимофеевич, две вещи стали определяющими для художественного решения декораций - внешний облик крепости Крак-де-Шевалье (архитектурного шедевра Средневековья, который "сыграл роль" твердыни Баязет) и характеры героев. Крак-де-Шевалье, замок в Сирии, выбрали по соображениям дипломатии: крепость Баязет находится на территории Турции, а фильм воспевает мужество русских солдат, не сломленных 24-дневной турецкой осадой...
Крак-де- Шевалье была построена в XI веке на скалистом берегу реки Оронт и прекрасно сохранилась. В XII-XIII веках этим неприступным замком владели рыцари-крестоносцы, однако в конце XIII века он был захвачен войсками египетских султанов (историческая параллель с судьбой крепости Баязет, которая в конце концов осталась за турками). Сочетая в себе принципы нормандской архитектуры и черты арабских военных сооружений, Крак-де-Шевалье производит впечатление некоего монолита: за двумя мощными ярусами стен возвышается башня-донжон, толстые стены которой прорезаны бойницами и хорошо укреплены.
Сводчатые потолки и стены, сложенные из каменных блоков, мрачно-красивы. Они словно метафорически повествуют о противостоянии двух миров - христианского и мусульманского. Нечто очень похожее создал Владимир Тимофеевич Кирс в декорациях. Древний камень их стен настолько достоверен, что только прикоснувшись к его поверхности, понимаешь, что это мастерски тонированный пенопласт. Мебель, подобранная в огромных хранилищах "Мосфильма", - преимущественно подлинная, антикварная. Предметы декора также настоящие, старинные - от прозаических кувшинов в госпитале до изящных хрустальных флаконов на столике в комнате Ольги (в книге - Аглая), героини Ольги Будиной. Отдельного слова заслуживает текстиль, например шелк и трогательные кружева ручного плетения. "Я представляю характер героя, и это помогает придать характер декорации", - говорит Владимир Тимофеевич.
Интерьер в комнате Ольги, единственной женщины в крепости, создавался с особой любовью; при видимой простоте он продуман до мелочей. Находясь среди декораций, понимаешь, в какой мере они получились одушевленными. Художник-постановщик стремился отобразить русский характер, раскрыв его по-разному в разных помещениях. Вот госпиталь, вот штаб с огромным столом, картой крепости и реальными осколками на полу от "виртуального" взрыва - здесь только что решались судьбы отечества.
В комнате Ольги, жены Хвощинского, распахнуто окно - только что сюда "вошел" Карабанов (актер Алексей Серебряков), у них произошло объяснение (оно литературно восходит к ставшему хрестоматийным объяснению Татьяны и Онегина и отражает тему "русского характера" в зеркале личных отношений). Некоторая литературность сюжета закономерна, ведь фильм - экранизация романа, но декорации тем не менее одухотворенно-реалистичны. На вопрос, сохранится ли это дыхание жизни на пленке, Владимир Тимофеевич ответил, что он старается просчитывать все: цвет, свет, расстояния и объемы, движение камеры...