Старая-старая крепость

Декорации к историко-патриотическому сериалу "Баязет" по роману В. Пикуля. Главное "действующее лицо" - турецкая крепость

Дата публикации: 10.09.2003

Фото: Евгений Лучин

Материалы подготовил: Павел Портнов

Текст: Юлия Сахарова

Журнал: N6 (73) 2003

В этой истории времен Русско-турецкой войны главное "действующее лицо" - турецкая крепость Баязет. Ее интерьеры, выстроенные в павильонах "Мосфильма", красноречиво повествуют о силе духа русских воинов Художник-постановщик, которому мы обязаны появлением исторически убедительных интерьеров крепости Баязет на "Мосфильме", - Владимир Тимофеевич Кирс. Его "перу" принадлежат эскизы к декорациям многих знаменитых фильмов, в числе которых "Руслан и Людмила" Птушко, "Легенда о Тиле", "Тегеран-43", "Берег" Алова и Наумова, "Вечный зов" Краснопольского... Владимир Тимофеевич признался, что сейчас уже практически не нуждается в создании эскизов на бумаге: настолько точная, утонченно-цветная трехмерная "картинка" появляется в его воображении.
Декорации к историко-патриотическому сериалу "Баязет" по одноименному роману В. Пикуля (сценарий Э. Володарского) также миновали эскизный этап и возникли "во плоти" на 240 квадратных метрах павильона номер 12, "вместивших" на удивление много интерьеров: госпиталь и операционную, штаб, каземат, казначейство в Икдыре, комнаты главных героев и другие. Как рассказал Владимир Тимофеевич, две вещи стали определяющими для художественного решения декораций - внешний облик крепости Крак-де-Шевалье (архитектурного шедевра Средневековья, который "сыграл роль" твердыни Баязет) и характеры героев. Крак-де-Шевалье, замок в Сирии, выбрали по соображениям дипломатии: крепость Баязет находится на территории Турции, а фильм воспевает мужество русских солдат, не сломленных 24-дневной турецкой осадой...
Крак-де- Шевалье была построена в XI веке на скалистом берегу реки Оронт и прекрасно сохранилась. В XII-XIII веках этим неприступным замком владели рыцари-крестоносцы, однако в конце XIII века он был захвачен войсками египетских султанов (историческая параллель с судьбой крепости Баязет, которая в конце концов осталась за турками). Сочетая в себе принципы нормандской архитектуры и черты арабских военных сооружений, Крак-де-Шевалье производит впечатление некоего монолита: за двумя мощными ярусами стен возвышается башня-донжон, толстые стены которой прорезаны бойницами и хорошо укреплены.
Сводчатые потолки и стены, сложенные из каменных блоков, мрачно-красивы. Они словно метафорически повествуют о противостоянии двух миров - христианского и мусульманского. Нечто очень похожее создал Владимир Тимофеевич Кирс в декорациях. Древний камень их стен настолько достоверен, что только прикоснувшись к его поверхности, понимаешь, что это мастерски тонированный пенопласт. Мебель, подобранная в огромных хранилищах "Мосфильма", - преимущественно подлинная, антикварная. Предметы декора также настоящие, старинные - от прозаических кувшинов в госпитале до изящных хрустальных флаконов на столике в комнате Ольги (в книге - Аглая), героини Ольги Будиной. Отдельного слова заслуживает текстиль, например шелк и трогательные кружева ручного плетения. "Я представляю характер героя, и это помогает придать характер декорации", - говорит Владимир Тимофеевич.
Интерьер в комнате Ольги, единственной женщины в крепости, создавался с особой любовью; при видимой простоте он продуман до мелочей. Находясь среди декораций, понимаешь, в какой мере они получились одушевленными. Художник-постановщик стремился отобразить русский характер, раскрыв его по-разному в разных помещениях. Вот госпиталь, вот штаб с огромным столом, картой крепости и реальными осколками на полу от "виртуального" взрыва - здесь только что решались судьбы отечества.

В комнате Ольги, жены Хвощинского, распахнуто окно - только что сюда "вошел" Карабанов (актер Алексей Серебряков), у них произошло объяснение (оно литературно восходит к ставшему хрестоматийным объяснению Татьяны и Онегина и отражает тему "русского характера" в зеркале личных отношений). Некоторая литературность сюжета закономерна, ведь фильм - экранизация романа, но декорации тем не менее одухотворенно-реалистичны. На вопрос, сохранится ли это дыхание жизни на пленке, Владимир Тимофеевич ответил, что он старается просчитывать все: цвет, свет, расстояния и объемы, движение камеры...
Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Эти статьи могут вам понравиться:

​АрхиЁлка возвращается: приглашаем вас на волшебный предновогодний вечер

5 декабря 2024 года приглашаем вас провести вечер в кругу самых ярких и успешных представителей интерьерного рынка и ведущих международных брендов премиум-сегмента.

#Новости

Диван на все времена: Parka из коллекции-2024

Известный итальянский бренд, фабрика Poltrona Frau представляет новый диван в стиле 1990-х.

#Новости

​Радио JAZZ представляет: в Москве пройдет X ежегодная премия «Все цвета джаза»

В банкетном зале Omega Rooftop 26 ноября состоится церемония вручения ежегодной музыкальной премии «Все цвета джаза», организатором которой традиционно выступает Радио JAZZ.

#Новости

Модные оттенки для интерьера: прогноз дизайнеров

Ведущие эксперты в области дизайна интерьеров раскрывают свое видение цветовых тенденций в дизайне интерьера.

#Интерьер