Три уровня жизни

трехуровневая квартира общей площадью 450 м2 Ингмар Витвицкий, Гоча Гелашвили Три индивидуальности, три вкуса, три стиля жизни: вертикальный принцип зонирования квартиры

Дата публикации: 27.05.2001

Текст: Людмила Лихачева

Фото: Петр Лебедев

Архитектор: Ингмар Витвицкий, Гоча Гелашвили

Конструктор: Виктор Чачинский

Мозаика: Илья Лесов

Художник: Ольга Стрела

Журнал: N3 (59) 2002

Если выдержать стиль - линии, формы, цвет - в жестких границах пуризма, есть шанс приблизиться к идеалу Ле Корбюзье - "машине для жилья". А можно, наоборот, последовать примеру состоятельных людей XIX века, сочетавших готический кабинет с мавританской курительной комнатой и будуаром в духе рококо. И тогда ваш дом превратится в комфортабельную машину для путешествий во времени и пространстве, сквозь проницаемые слои далеких эпох и разнохарактерных культур По словам архитектора, "у каждого из трех этажей квартиры был свой заказчик". Отсюда - принцип зонирования: по вертикали. Три уровня - три индивидуальности, три вкуса, три стиля жизни, мирно уживающихся под одной крышей. В самом низу, в цокольном этаже, решено было устроить сауну.

Подъем с этажа на этаж, как при восхождении в гору, сопровождается естественными метаморфозами "ландшафта". Приглушенная темно-коричневая тональность подземелья сменяется плотными бордовыми красками почвы; зеленый, не успев вступить в свои права, бесследно растворяется в снежной прозрачной голубизне. Параллельно работает и другой "аттракцион" пространственных переживаний - перемещение по эволюционной спирали жилища: от древности до наших дней.

В этом смысле сауну лучше называть термами. Впрочем, аура здесь такая, что сравнения с рукотворными сооружениями едва ли уместны. Скорее, это пещера с подземным озером, укрывшимся в глубине мозаичных недр. Во все дно бассейна - лик Посейдона, из отверстых "уст" которого поступает свежая вода.
Антураж ритуала - погружение, очищение, слияние с водной стихией - воспроизведен с такой степенью достоверности, что вернуть его участника в сегодняшний день под силу разве что оборудованию душевых кабин. Сами кабины тоже не какие-нибудь прозрачные капсулы, а нечто вроде образованных сталактитами ниш.

По контрасту с темной магией терм хозяйская половина дома наделена солидной и рассудочной респектабельностью. Но это впечатление тут же развеивается в интерьере второго этажа. Классика предстает здесь в форме поэтического воспоминания. Нежный травянистый оттенок энкаустики, белый мрамор камина, воздушная кисея занавесей, отделяющих ротонду, - все это ощутимое "дуновение" эллинизма... Гладкий купол ротонды - ни росписи, ни кессонов - невесом и почти бесплотен. Наконец, центр композиции - огонь в широкой малахитовой "раме".
Неожиданное дополнение в палитру впечатлений вносит мансарда. Она врывается в спокойный мир ретроспекций со всей динамичной атрибутикой и ритмом XXI века. Парят супрематические треугольники, зеркала трансформируют визуальные связи на манер Эйшера. Но связь времен не прервалась: из мансарды сквозь узкие окна-иллюминаторы ротонда воспринимается как "культурный слой". И все же авангардная эстетика доминирует. Так, лестничный пролет накрыт пирамидой цветного матового стекла. Экстрим и геометрическая резкость пространства несколько смягчаются при помощи простых, но эффективных приемов. Аквариум, живое дерево и мягкая драпировка - вот набор нехитрых интерьерных "приспособлений", не позволяющих архитектурной провокации окончательно восторжествовать. Ванная комната, вся в искрящейся темно-синей плитке, стремится передать медитативную атмосферу ночного океана.
"А это - плавник касатки", - улыбается архитектор, показывая на изгиб белого натяжного потолка. Сливаясь со стенами, потолки мансарды словно накрывают ее толстым белым одеялом: приятно нырнуть под него с головой, прихватив с собой игрушки цивилизации. Чем глубже пропасть между человеком и природой, тем сильнее томление по укромной "пещере", тем заметнее тяга архитектуры к бионическим формам.

Ингмар Витвицкий:

"Художественная проблематика этой работы - изучение "резонансов" цвета, настроения, попытка ответить на вопрос, каков удельный вес цвета в метафизике образа. Не меньшее внимание уделялось пластике, чувственному восприятию форм и объемов и созданию в каждом пространстве полюсов притяжения - визуальных, смысловых, знаковых".

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Эти статьи могут вам понравиться:

АрхиЁлка-2024: обновили программу! Еще больше возможностей прекрасно провести вечер

С 1 ноября цена изменится. Не упустите возможность приобрести билеты по выгодной цене.

#Новости

Подарки на Новый год: коллаборация Gucci

Мануфактура муранского стекла выпускает ёлочные игрушки вместе с Модным домом.

#Новости

АрхиЁлка состоялась

В начале декабря после перерыва журнал SALON-interior вновь провёл свою легендарную АрхиЁлку.

#Новости

Мебель с историей: Zanotta, Asko, Lema, Cappellini, Flou

Предлагаем погрузиться в истории пяти международных брендов, которые играют ключевую роль в развитии современной индустрии. Их предметы и новаторское видение без преувеличения изменили мир дизайна и до сих пор продолжают формировать дизайн-среду.

#Новости