Творчество без границ
подмосковный загородный дом площадью 450 м2 Станислав Кулиш, Вадим Липатов, Анастасия Беспалова, Филипп Тангалычев Царство стекла. Интерьер загородного дома, спроектированный архитекторами Лаборатории виртуальной архитектуры
в галерею
Подиум в каминном зале - центр "общественной" жизни дома. На этом участке максимально сфокусирован свет софитов и многочисленных ламп разной интенсивности. Причем источники освещения размещаются, как и стекла, на потолке, на стенах, на полу. А в светлое время суток "световая атака" осуществляется через широкие окна двусветной гостиной. Подиум максимально открыт, он идеально просматривается с лестничных маршей, из прихожей, со второго яруса.
Благодаря отсутствию глухих ограждающих стен и направленному освещению он напоминает популярные в современном театре конструкции, когда сцена открывается в зал не полукругом, а всеми сторонами, по принципу Колизея. Зачастую устройство сцены предполагает максимальное приближение к ней зрителей, так что они оказываются в большей степени вовлечены в действие.
Этот же замысел использован и в планировке рассматриваемого нами дома. Только зрителями и участниками действия становятся члены семьи и их гости. Они находятся "под стеклянным колпаком"; вовлечены интерьером в игру, которая должна вызывать интерес и как бы служить своеобразным допингом. Предполагается, что современный, и в особенности деловой человек привык быть на виду. Он хочет, чтобы в его доме существовала изолированная спальня или детская, но остальное пространство вовсе не требуется дробить на ячейки.
Помимо основной роли в сложных оптических играх, стекло в интерьере выполняет и более традиционную функцию. Оно зрительно увеличивает небольшие по площади помещения. Для решения этой задачи обычно используются зеркала. Но даже такой традиционный объект как зеркало авторы проекта умудрились обыграть нестандартно. В маленькой двенадцатиметровой спальне два склеенных тыльными сторонами зеркальных листа помещены в ногах кровати. Они, оптически удваивая расстояния, делают комнату визуально просторней. По верхнему и нижнему их краю амальгама с внутренней стороны выбита наподобие перфорации, так что чередование зеркального и обычного стекла плюс специальная подсветка создают не только свойственный интерьеру в целом эффект умножения реальности, но и разбивают много раз отраженный мир на отдельные фрагменты. Необычное местоположение прикроватного зеркала позволило также решить проблему макияжного столика.
Столик был функционально необходим, но поставить его у какой-либо стены не представлялось возможным из-за нехватки площади.
Предметная среда, по их собственному признанию, не очень интересует авторов проекта. Они занимаются подбором или созданием мебели лишь в той мере, в которой эта мебель может считаться частью архитектуры. Некоторые участки интерьера выстроены таким образом, что они просто не предполагают какого-либо заполнения. В остальном же все организовано так, что сам интерьер способен отторгнуть неподходящий массивный диван или неуместный классический буфет.
Таким образом, дом сам противостоит чрезмерному давлению, которое могут оказать на него непрофессионалы. Благодаря подобной хитрости достигается важный компромисс: с одной стороны, у хозяев есть возможность активно поучаствовать в создании облика собственного жилища, а с другой - гарантируется определенная степень неприкосновенности воплощенного архитектором образа.
За ординарным фасадом подмосковного дома удалось спрятать мир, способный вызвать переворот в сознании. Ключ к пониманию этого мира - отсутствие диссонанса между многочисленным оборудованием, без которого на сегодняшний день немыслим комфорт, и средой, в которую эти вещи помещены. Все - и вещи, и среда - родом из одного времени, и это, по мнению архитекторов, можно считать залогом душевного равновесия современного человека.