Времена года
Архитектор Татьяна Смирнова о частном интерьере
в галерею
«Архитектура интерьера - это искусство, но не просто искусство строительства, это литературная и образная область. Сегодня мои работы стали более образными; в них есть сюжет и четко оформленная мысль. Когда заказчики приносят журнал с моим интерьером и просят сделать точно такой же, я отвечаю, что такой же интерьер я не сделаю: «Вы другой человек, особенный, вы имеете право на свое пространство».
А иногда люди мне говорят: «Мы не знаем что, но нас что-то зацепило». И это совсем другое дело. Тут уже начинается совместное творчество. Все идет каким-то мистическим путем, мы влюбляемся друг в друга... Важно раскачать человека эмоционально, чтобы понять, ка кой он на самом деле. Тогда и интерьер сложится, потому что он будет его, и только его.
Кстати, квартира совершенно необязательно должна быть вашим подобием, она может быть вашей недостающей половиной. У меня была клиентка - абсолютный ураган, а я сделала для нее спокойный минималистский дом. И ей там хорошо. Может быть, это то, чего ей не хватало.
Очень интересной может быть квартира-раз. Например, «японская» квартира заказывалась как место для корпоративных приемов. «Да тут жить нельзя!» - увидев ее, воскликнули мои друзья-коллеги. А здесь и не нужно жить. Этот интерьер должен тебя перенести в другой мир. Он должен тебя вырвать из обычного городского контекста. Поэтому мы позволили себе гораздо более образную среду, максимально насыщенную.
Лучше действовать непрямыми ассоциациями. (Ассоциации первого порядка - это близко к банальности.) Если это салон красоты, то пусть там не будет стандартных фэшн-образов, а только чистое, лаконичное пространство, в центре которого - человек. Если это стенд на мебельной выставке, то пусть это будет не просто мебель, а история о человеческих желаниях, рассказанная при помощи ярких предметов мебели.
Если это квартира в условно - японском стиле, то пусть там не будет никаких татами, седзи (перегородок). Моя «японская» квартира называется «Весна»; по ощущению это весенний вечер на берегу пруда. Я по пыталась найти и передать то состояние природы, когда света почти нет, когда солнце уже ушло и последний луч скользит по воде.
Надо поймать природу, следовать за ней. Перегородки, седзи, превращают дом в павильон. А я сделала по-другому: как будто перегородки раздвинули, и природа - в доме. Тут на полу полторы тонны настоящего песка, сверху он залит эпоксидными смолами. И здесь я вернулась к седзи, но уже как к ассоциации второго порядка. Я разделила полы на сегменты; это образ воспоминание о седзи, отраженных в воде.
Можно играть, фантазировать, но проектное качество никто никогда не отменял. Профессионализм не обсуждается. Архитектор обязан любить конструкции, рабочее проектирование. То, что правильно, уже на плане выглядит убедительно и красиво».