На полпути между яйцом и раковиной устрицы
В музее современного искусства GAM открылась ретроспективная выставка Сarlo Mollino - arabeschi, посвященная итальянскому сюрреалисту Карло Моллино
в галерею
Карло Моллино (Сarlo Mollino) - одна из культовых фигур Италии, настоящий "ренессансный" гений послевоенной обескровленной Европы - архитектор, дизайнер, фотограф, критик, беллетрист, автогонщик, пилот и т.д. К каждому из этих определений всегда приклеивалось слово "сорвиголова" - сюрреалистическое мировосприятие было его естеством, его сущностью. Если он проектировал гоночный болид, то в формах ненавязчиво читалась фигура обнаженной женщины (Вisiluro), если обеденный стол, то здесь иную ипостась получали скелеты чертежных станков. Об интерьере королевского театра (Teatro Regio) в Турине Моллино как-то заметил: "Его форма застыла где-то на полпути между яйцом и приоткрытой раковиной устрицы".
Кураторам выставки - "абсолютному" эксперту по Моллино Фулвио Феррари (Fulvio Ferrari) и его сыну Напьйоне Феррари (Napione Ferrari) - удалось представить самую полную ретроспективу творческого гения Моллино: эскизы, рисунки и коллекцию фотографий, материалы по архитектурным работам, уникальную, существующую в единственном экземпляре, коллекцию мебели и аксессуаров, отдельные публикации и изданные книги, модели гоночных болидов и архивные фотоматериалы. Все это на сегодняшний день обладает уже антикварной ценностью и хранится в различных американских и европейских частных коллекциях, из которых самое полное собрание принадлежит швейцарскому галеристу Бруно Бишофбергеру (Вruno Вischofberger). В GAM привезли даже знаменитую обитую шелком спальню, созданную Моллино для Сasa devalle.
Карло Моллино родился в Турине 6 мая 1905 года. Эклектичность интересов и творческую экстравагантность он унаследовал от отца. В непродолжительный период между Первой и Второй мировыми войнами Моллино увлекается дизайном мебели и интерьеров. Он вливается в бурлящее культурное сообщество Турина и заводит дружбу со многими из его главных персонажей.
В период с 1933 по 1973 (год скоропостижной смерти) годы Карло Моллино создал более десятка архитектурных сооружений, самые известные из которых - здание конного общества в Турине (Societa ippica, 1937-1940), подъемная станция Lago nero в Альпах (1946-1947), новое здание туринского королевского театра (Teatro Regio, 1965-1973); несколько сюрреалистических интерьеров: Сasa Мiller (1936) и Сasa devalle (1939-1940). В 1949 Карло Моллино начал преподавать на архитектурной кафедре Туринского политехнического института (Рolitecnico di torino) и был приглашен к участию в дизайнерской экспозиции, которая объехала одиннадцать американских музеев. При этом Моллино никогда не проектировал для промышленности, большинство моделей его мебели выполнены в единственном экземпляре.
В 1950-х годах Моллино увлекся автогонками и занялся дизайном болидов. В 1953 он спроектировал концепт-кар Nube d'argento ("Серебряное облако") для национальной газовой компании, в следующем году появился его знаменитый Вisiluro (Double rocket, "Двойная ракета"), на котором он лично участвовал в 24-часовых гонках в Ле-Мане. В 1960-м Моллино вернулся к архитектуре и дизайну интерьеров и занялся собственным домом на Via Napione в Турине. Сегодня в Сasa Mollino находится музей Карло Моллино.
Также Моллино известен и как автор многочисленные эссе и книг, затрагивающих различные аспекты - от архитектуры до беллетристики, от техники хождения на лыжах до теории фотографии. Самое известное его произведение - Messaggio dalla camera oscura ("Сообщение из темной комнаты", 1943), изданное в Италии в 1949.
Выставка продлится до 7 января 2007 года