Пятилетка мирового проСВЕТительства
Последние тенденции светодизайна: от поп-артовского примитивизма до первобытного подражательства
в галерею
Искусствоведческим материалом для вычленения ключевых дизайнерских тенденций современности всегда служили стулья, в ХХ веке в это сообщество незамутненных форм вступили и осветительные приборы. За последнюю пятилетку дизайнерской страды проектировщики ламп, если сосредоточиться сейчас исключительно на дизайне экспериментальном и оставить в стороне luxury-индустрию, двигались в четырех основных направлениях: примитивистском, прикладном, тригонометрическом и подражательном.
Осветительный примитивизм - самый богатый на вариативность. Здесь и возврат, и эксплуатация первоформы - лампочки Эдисона, и наделение традиционного чисто функционального элемента - провода концептуальной эстетикой, и поп-артовское ироничное обыгрывание как образа классического светильника, так и объектов совсем иной утилитарной принадлежности: канистр, сумок, коробок и даже кирпичей. Причем обаяние искусной простоты оказалось настолько сильным, что даже на последнем Миланском салоне красовалась люстра из проволочного каркаса, обернутого органзой, Юрген Бей (Jurgen Bey),
Другими источниками креативных аллюзий послужили японские прикладные техники - оригами и эпономия и законы тригонометрии. Плетение причудливых ширм и абажуров из материалов, имитирующих бумагу, или одинаковых геометрически гармоничных элементов - одно из увлечений эпохи, в авангарде, которого стоят даже маститые дизайнеры. Предпочтение отдается чистым формам: шару, кубу, цилиндру и т.д., а в ход идут даже математические расчеты геодезических куполов Бакминстера Фуллера.
Что же до подражательных устремлений человеческого гения, то со времен становления первобытного искусства и до рождения абстракционизма художники и не мыслили иными образами, как только преподнесенными им природой. Теперь после полувековых плодотворных изысканий безобразного и бессюжетного, души творческие с архаической жадностью и скрупулезностью накинулись на имитацию простых образов: лучей солнца, пробивающихся сквозь облако (люстра Nimbus, Mosley meets Wilcox, пенопласт, смола), обуглившегося вороха бумаги (люстра Вlack-light, Чарли Девидсон (Charlie Davidson), черная фольга), цветочных соцветий (люстра Kou, Item, неглазурованный английский фарфор) и т.д.