Скандал вокруг Кандинского
В конце 2008 года были подведены итоги премии Кандинского
в галерею
Она учреждена фондом «Арт-хроника» совсем недавно - в 2007 году, но масштаб, практически полное отсутствие конкурентов и призовой капитал в 50 тысяч евро сделали ее главной наградой в области современного искусства России. В декабре премия вручалась во второй раз.
Выбор победителей вызвал буквально негодование арт-общественности. В день церемонии у входа на «Винзавод» приглашенных встречали пикетчики с плакатами «Кандинскому стыдно», скандировавшие: «Пусть цветут все цветы, звезды, свастики, кресты». Скандальное настроение поддержало и арт-сообщество, во время объявления победителя подхватившее вслед за лауреатом премии прошлого года художником Анатолием Осмоловским восклицание «Позор!». А возмутил Осмоловского победитель в номинации «Проект года» Алексей Беляев-Гинтовт своими работами «Родина-дочь» и «Братья и сестры», композициями, сделанными на основе образов советских плакатов. Художник пропечатывает каждое изображение собственными ладонями. За эти работы, а также за связь с Евразийским союзом молодежи, Беляева-Гинтовта обвинили в ультраправых взглядах и чуть ли не в фашизме.
Тема власти отражена и в картине Дианы Мачулиной, выигравшей в номинации «Молодой художник года». Она перенесла на холст фотографию заседания членов ЦК КПСС, опубликованную в газете «Труд». На снимке (за его размещение в газете впоследствии уволили часть редакции) с помощью монтажа М. Горбачева с трибуной переставили в центр зала, а оставшуюся на предыдущем месте часть головы заретушировать забыли. Надо заметить, что рисунок выполнен Мачулиной мастерски. Премия в номинации «Медиаарт-проект года» досталась образованной в 2000 году группе «ПГ», название сами участники расшифровывают по-разному: «Преступная группа», «Противотанковая граната», «Пожарный гидрант» - трактовка меняется в зависимости от проекта. В данном случае награждали инсталляцию «Установки мобильной агитации», в которой группа «ПГ» показала пародию на политическую ситуацию в стране: в ней современный российский тинейджер мечтает о светлом будущем, но его мечты отягчаются коллективными страхами, порождающими в уме такие картины - Россию завоевал Китай, большой дракон обвил Кремль, один завоеватель ест собаку премьер-министра, другой рисует иероглифы на карте России в кабинете высокопоставленного политика. Ситуация, доведенная до абсурда, является ярким противопоставлением работам Беляева-Гинтовта. Возможно, этим и объясняется выбор жюри, отметившего два взгляда на современное положение в стране и одно свидетельство прошлого.