Сносить нельзя реставрировать
Выставка-акция, организованная историко-культурологическим проектом «Москва, которой нет» и проектом Константина Михайлова «Против лома»
в галерею
За последние годы облик Москвы изменился так, что дети спрашивают родителей не про старинный Новодевичий монастырь с золотыми куполами, стены которого помнят царицу Ирину Годунову, а про огромные башни «Москва-Сити», нависшие над городом как коршуны. А на новости о появлении очередного мегамолла реакция стала привычной: «Что толку бороться? Это же проект компании N, понятно, кто за ней стоит». Но все понимают, что бороться надо.
В столичной усадьбе Лорис-Меликова в Милютинском переулке прошла выставка-акция «Сносить нельзя реставрировать», организованная историко-культурологическим проектом «Москва, которой нет» и проектом Константина Михайлова «Против лома». На ней демонстрировались 30 ценных исторических памятников, балансирующих на грани исчезновения. Среди них: дом Шаляпина в Зачатьевском переулке, корпус Хамовнических казарм, Центральный детский мир. Все они сопровождались историями, подобными этой. В 2001 году появилось распоряжение московского правительства о реставрации и реконструкции музыкальной школы им. Гнесиных, расположенной в доме 1750 года постройки. У здания длинная история: первым его владельцем был П. М. Апраксин, с 1770 года там работал Знаменский оперный дом, труппа которого положила начало Большому театру, Лев Толстой описал это здание в «Войне и мире» как владение отца Пьера Безухова... Школу отселили, пообещав закончить работы сначала к 2003 году, затем к 2006-му. В течение шести лет никакие работы не велись. Дом доведен до такого состояния, что его фасад пришлось укреплять стальными конструкциями. А сроки работ, конечно, опять продлены. Посетителям выставки предлагали проголосовать за каждый объект, а также подписать письмо к президенту РФ Д. А. Медведеву. За две недели письмо подписали 392 человека. А это значит, что не все еще потеряно.
Мария Трошина, искусствовед, куратор галереи «Вхутемас»:
Выставка бесспорно полезная. Но к участию в таких экспозициях надо привлекать как можно больше галерей, фотоагентств, изданий, которые занимаются данной проблемой. Объединенными усилиями проще повлиять на ситуацию. Кроме создания экспозиции, также следует выяснить владельцев этих зданий и отправить заявки во все инстанции, занимающиеся подобными вопросами.