Живые портреты
Зимой в новом филиале Музея современного искусства прошла выставка Энди Уорхола





в галерею
Из наследия Энди Уорхола (Andy Warhol) нашей публике прежде всего известны поп-имиджи. Выставка «Живые портреты», прошедшая этой зимой в новом филиале Музея современного искусства Российской академии художеств, обстоятельно представила другой, не менее важный пласт его творчества - видеоарт. С 1963 года в своей мастерской, неслучайно называвшейся «Фабрикой», художник со скоростью конвейера снимал фильмы и видеопортреты. Куратор Клаус Бизенбах (Klaus Biesenback) выбрал из архивов американских музеев 18 работ. Черно-белых, без звука.
Среди них - программная Empire: восемь часов на экране только небоскреб с горящими огнями. «Я люблю скучные вещи», - говорил Уорхол. Во «Сне» тоже ничего не происходит. Шесть часов камера созерцает спящего приятеля художника Джона Джиорна (John Giorno). У внимательного и терпеливого зрителя была возможность почувствовать гипнотизирующее воздействие его мерного дыхания. Завораживающий ритм присущ каждому образу «Кинопроб» - портретов американской богемы, завсегдатаев «Фабрики». Представители поколения 1960-х - актеры, режиссеры, художники - на протяжении 4 минут перед камерой или ничего не делают, или совершают обыденные действия (кто-то чистит зубы, кто-то поправляет волосы). Остаются спокойными или изображают какую-то эмоцию. И с одной стороны, появляется ощущение, что видеопортрет, фиксируя индивидуальные оттенки мимики, может рассказать о человеке больше, чем фотография. С другой - Уорхол вырабатывал отстраненный, дистанцированный взгляд на предмет изображения: будь то банка с супом или лицо человека; это тоже чувствуется. И все же героев своего видео художник явно любит. В свете его камеры они, если и не молодые, то красивые. Даже перевернутый вниз головой Сальвадор Дали.
Лев Евзович, художник, группа «АEC+Ф»:
Как художник видеоарта Уорхол творил на пустом поле. Уже после него жанр живого портрета осваивают Боб Уилсон и многие другие. На выставку в Москву привезли очень известные работы, часть из них я уже видел на Западе. Приятно было вновь посмотреть на молодого Дениса Хоппера, но выделить несколько лучших произведений не могу. Они все равноценны. Независимо от того, больше персонажи совершают движений или меньше. И даже если Уорхол не задумывался о психологической составляющей образов, зритель додумывает ее сам для каждого героя. Удачно подобрано пространство для экспозиции - новый выставочный зал в старинном особняке на Гоголевском бульваре.
