Чисто российский детектив
двухуровневая квартира общей площадью 123 м2 Елена Першина, Юрий Минаков
в галерею
Их два - невысокие потолки (2,7 метра) и сравнительно небольшая площадь каждого этажа двухуровневой квартиры (около 100 и 90 квадратных метров).
Свобода, предоставленная хозяевами архитектору, навела на мысль устранить все недостатки при помощи их самих. Основной лейтмотив интерьера оказался прост: если хочешь что-то скрыть, постарайся поместить это на самое видное место.
На первом этаже квартиры трудно найти единую горизонталь. Границы пространства ощущаются физически, меняется его ритм. Пандусы ведут из гостиной в прихожую, а оттуда - в столовую. Сложные рельефы пола и потолка, всячески привлекая к себе внимание, не позволяют оценить реальную высоту помещений.
Автор статьи попыталась разгадать тайны загадочной квартиры.
Одна из них - странный на первый взгляд помост в гостиной, поднятый на 50 сантиметров над уровнем пола. Поскольку на нем живописно разбросаны подушки, можно предположить, - это место для отдыха. Но не только. Оказывается, здесь разместилась еще и кладовая. Странная конструкция над бильярдным столом в гостиной призвана не только "сбить" единую горизонталь, но и скрыть оборудование системы центрального кондиционирования всей квартиры!
Все-таки уроки не проходят даром.
Появляется нечто, похожее на интуицию. Именно она помогает заметить, точнее, сначала ощутить некое скрытое движение. Позднее архитектор назовет это "направляющей нитью плана первого этажа". Она как бы объединяет пространство, которое при взгляде из прихожей четко делится на две половины - гостиную и кухню-столовую. Диван в гостиной, пандус пола, аквариум в холле, овальная колонна, обеденный стол составляют в плане единую диагональ.
Если внизу пространство объединено в одно большое помещение, то на втором этаже четко прослеживается стремление укрыться, уединиться и отдохнуть. Пытаться хоть что-нибудь изменить, хоть как-то сопротивляться уже существующим рамкам мягких криволинейных - подражающих модерну - изгибов оконных проемов, откосов стен, мансардных крыш и кривых углов совершенно бесполезно.
В целом правила игры были продиктованы заранее.
Главную партию начинают играть те предметы интерьера, которые понравились хозяевам еще до начала дизайнерских работ. Это роскошная, поистине царская кровать и красивой формы ванна, из-за которой даже пришлось менять всю планировку ванной комнаты. Ее поместили не вдоль, а развернули под углом к стене и окну, усилив эффект каскадом ступенек, веером сбегающих к полу. Часть помещения как бы нарочно вторгается в спальню в виде эркера (криволинейного выступа) с окном.
Подобный прием встречался в арсенале зодчих еще на рубеже XIX-XX веков. Это "особая примета" архитектуры "русского модерна".
В спальне, светлой и просторной, все кажется ясным и бесхитростным. Основной пространственной доминантой, отправной точкой стала кровать. Ее изящная геометрия удивительно точно сочетается с мягкими изгибами ковра.
Собирая воедино особые приметы квартиры, стоит обратить внимание на детали, мелочи и отдельные, на первый взгляд незначительные, элементы обстановки. Именно они бывают очень важны для понимания общей картины.
Главное же, что удалось установить в ходе расследования - это характер интерьера, основная черта которого - движение, заключенное в строгие рамки линий и плоскостей.