Дом у моря: средиземноморский стиль в интерьере
Этот дом в Болгарии по проекту архитектурного бюро «Архитектон» спроектирован в лучших традициях средиземноморской архитектуры
в галерею
Заказчик приобрёл дом с участком на краю известковой террасы, висящей над уровнем Чёрного моря на высоте 180 метров. Покупке предшествовал долгий поиск. Проехав множество средиземноморских стран, семья выбрала участок в Болгарии, который покорил своим ухоженным парком, близостью к гольф-клубу и мидиевой ферме, а также расположением в тихом, уединённом, нетуристическом районе.
Существовавший дом не представлял особой ценности. Это был небольшой полутораэтажный дом с невнятной архитектурой, маленькими окнами, низкими потолками и неудобной планировкой. Другое дело — сама территория: большая, благоустроенная, есть где развернуться; но самое главное —фантастическая панорама моря, открывающаяся с кромки обрыва. После неудачных попыток перестроить дом под свои нужды владелец принял решение его снести и привлёк к проекту архитектора Александра Зусика и его команду, с которыми он много лет плодотворно сотрудничает.
Перед архитекторами были поставлены сложные задачи: разработать проект дома, повторяющий в плане снесённую постройку, при этом нужно было сохранить все деревья, растущие на участке, увеличить полезную площадь почти втрое. Проектирование усложняла конфигурация участка, отведённого под строительство виллы: узкая полоса земли, лежащая перпендикулярно береговой линии, а также жёсткие предписания местных властей, ограничивающее высоту здания.
«Дом мы перенесли поближе к морю: придвинули к краю обрыва и «врезали» в рельеф участка, что повлекло за собой увеличение общей площади и появление двух полноценных этажей, — рассказывает Александр Зусик. — Чтобы вписать здание между деревьями, нам пришлось сделать гостиную в форме треугольника с абсидой-балконом, обращённым в сторону моря, и полузакрытый полукруглый дворик, огибающий растущие в центре участка деревья и «входящий» в тело дома в виде глубокой экседры. Острым абрисом дом как бы нависает, «вклинивается» в море.
Здание повторяет естественный уклон ландшафта, поэтому появились перепады в уровнях пола. Со стороны моря перед домом разбит нижний террасный сад, состоящий из каскада уступов. Террасы здания и нижнего сада мы соединили мощными наклонными пилонами-контрфорсами, которые придали вилле конструктивную жёсткость, визуальную устойчивость и сделали её похожей на укреплённый замок, но очень современный за счёт остекления и прозрачных раздвижных перегородок».
«Мебель, светильники в интерьере — знаковые, — продолжает Александр. — Их авторы — легенды дизайна: Мис ван дер Роэ, Ле Корбюзье, Марсель Брёйер. Эти предметы появились здесь неслучайно: это знак любви и моего глубочайшего уважения к праотцам модернизма, на постулатах которых зиждется вся современная архитектура».
В отделке фасадов использован натуральный камень — шлифованный травертин, традиционный для средиземноморских стран материал. Единение экстерьера и внутреннего пространства подчёркнуто идентичной отделкой: стены внутри, как и снаружи, облицованы тем же светлым травертином. Торцы контрфорсов покрыты плитами из полированного гранита, что защищает их от влаги и придаёт композиции графичность, делая абрис дома «читаемым» даже при самом ярком солнце.
Ключевой элемент интерьера — камин по дизайну Александра Зусика, выполненный из бразильского гранита Golden Rif и красного индийского песчаника. Яркий, динамичный рисунок камня эффектно контрастирует с монохромностью светлых стен и полов и с кожаной обивкой дивана и кресел цвета топлёного молока.
Автор проекта рассказывает: «Сверхзадача проекта — максимально возможное слияние интерьера и экстерьера. Мы стремились к тому, чтобы здание было предельно проницаемым для воздуха и света, но в то же время чтобы это был не простой стеклянный объём, а более традиционный для здешних мест средиземноморский стиль архитектуры. Cложная конфигурация участка, ограничения по высоте, необходимость сохранить деревья на участке и другое — в общем, вся совокупность факторов напомнила средиземноморскую притчу о том, как делают рыболовецкую сеть: берут горсть дырок и сшивают их вместе. Наверное, это самая подходящая аналогия тому, что мы сделали».