Интерьеры-невидимки: стирая границы
Стираются границы между архитектурой, интерьером и ландшафтом, одно становится органическим продолжением другого
в галерею
В течение многих веков дом воспринимался как укрытие. За толстыми стенами с узкими окнами-бойницами прятались от врага, а ещё раньше — от ненастья. В просвещённую эпоху дом стал местом уже других баталий: хозяева состязались на поле состояний, вкуса, статуса.
Ландшафт, пусть даже в варианте пейзажного английского парка, якобы нетронутого человеком, воспринимался как отдельная единица измерения. Всё вместе могло составлять ансамбль, но даже в рамках него существовать отдельно друг от друга. Каждый элемент жил по своим законам.
В начале 2000-х на волне популярность биоморфной архитектуры заговорили о том, что природное окружение может повлиять на облик дома. Но тогда это вылилось в имитацию природных форм в дизайне пространства и наполняющей его обстановки. В наши дни архитекторы пошли дальше и стремятся увязать архитектуру и окружение здания. Они снова составляют ансамбль, но теперь это уже единый организм, существующий в общей системе координат.
Интерьер становится частью экстерьера и наоборот. Границы между ними всё более иллюзорны. Отчасти это определило развитие технологий, в частности альтернативных источников энергии. Отчасти дело в перестройке менталитета: всё чаще говорят об ответственности человека перед «колонизированной» им планетой и пересмотре их двусторонних взаимоотношений.
Одним из провозвестников нового подхода стала постройка Захи Хадид Landscape Formation One в Вайле-на-Рейне, как бы выраставшая из окружающего ландшафта, порождённая им.
А в прошлом году прогремел потрясающий проект израильского архитектора Брахи Чиутиных — Академия Полонского при институте Ван Леер в Иерусалиме. Лёгкая, невесомая постройка буквально растворяется в парке. В лаундже нет стен, в комнатах для занятий — потолка. Интерьер есть, но его как бы и нет. Обставлять такие пространства предполагается также незримо присутствующей мебелью. Как та, что создаёт японский экспериментатор-минималист Токуджин Йошиока.