Имя рыбы
трехуровневый частный дом (220 м2) в Риге Угис Шенбергс, Вита Балоде
в галерею
Угис Шенбергс: Из-за формы. Дом получился толстым и почти круглым с вытянутыми острыми краями - настоящий лосось. А так как в соответствии с проектом в этом жилом квартале есть каналы и пруды, мы всем домам давали имена рыб или водных птиц.
S: Называть дома, по-моему, не принято...
- Каждый корабль имеет название, и каждый хороший дом тоже должен иметь название. Так о нем легче говорить, пока его строишь. А потом я, наверное, очень дерзко полагаю, что мои идеи могут вызвать интерес в России, Литве, Эстонии и распространиться на эти страны. Нехорошо, если они будут безымянными...
S: Вы даете имена всем своим проектам?
- Названия идут от скульптурного образа дома, поэтому в случаях реконструкции мы обычно обходимся без них. Мы даем название, если речь идет об оригинальном проекте. Все начиналось с "Прямоугольной горы" - материала, который вы опубликовали в "Идеях вашего дома" в 2002 году. Для меня стало своеобразным открытием, что это здание похоже на холм. Тогда впервые возникла идея "жилых скульптур"...
S: ???
- Мы воспринимаем здания как скульптуры: это делает их эмоциональными. Как любой дизайнерский предмет - стол, кружка, - дом имеет не только функциональный, но и художественный смысл. Сейчас принято преклоняться перед ярлычками: если дом австралийский, или финский, или американский - все в восторге. Но, на мой взгляд, в этих ярлычках нет никакой радости. Радость - в форме дома. В Шампетерисе нами построено восемнадцать домов. Мне кажется, этого достаточно. Когда каждый проект рассматривается как жилая скульптура, это интереснее и для архитекторов.
S: Насколько такой подход характерен для Латвии?
- Не очень. Больше распространены "штамповки". Сейчас и в Латвии и в России строится много новых улиц, но у домов, из которых они состоят, разные стили, разные краски, разные материалы.
Из-за этого теряется градостроительное единство. Изучив опыт других стран, я понял, что для улицы важна "ансамбленность". В этом проекте мы не боялись повторов. По написанным мной правилам у всех домов должно быть что-то общее: жестяные крыши, максимальная этажность - не больше трех, деревянные окна. Но они не скучные. "Лосось" - один из трех круглых домов в Шампетерисе. Именно такие дома, на мой взгляд, придают этой улице значимость. По плану "Лосося" сразу видно, что он нестандартен.
Вот уже 50 лет архитекторы строят только по прямоугольным планам. Нельзя сказать, что они мне не нравятся, но по ним никогда четко не представишь - это уникальный проект или очередная штамповка. Сейчас мы стараемся строить все круглое, - может, найдем что-то новое в этих кругах... Еще один интересный момент - разная этажность дома: три этажа со стороны улицы, один - со стороны сада. Видом с улицы ты как будто говоришь: я силен, богат, велик. А сзади (кстати, именно там находится вход): я - часть природы, я не стараюсь выделяться на ее фоне.
S: А внутри?
- Человек, который смотрит на такой толстый дом, думает, что внутри темнота. А оказывается - все переливается светом, проходящим сквозь световой колодец в потолке. Через него можно видеть деревья, которые растут рядом, небо, звезды, даже птиц.
Вокруг светового колодца поднимается спиральная лестница. Она совершенно уникальна: выглядит очень легкой, а на самом деле очень тяжелая, потому что внутри деревянной обшивки - двух-трехсантиметровый железобетон. Опоры только снизу и сверху, но лестница стоит и даже не шатается.
К лестничным площадкам на каждом этаже примыкают спальни. Такой принцип построения немного напоминает театр: все этажи образуют единое пространство. Каждый член семьи может выйти на внутренний балкон и пропеть песню или пообщаться с остальными. А для уединения у него есть своя спальня, кстати почти квадратная, поскольку внутри круга мы использовали 90-градусную сетку планировки. Еще один уникальный момент - отсутствие подсобных строений. Котельная, гараж и все прочие технические помещения спрятаны внутри дома.
S: Ваши остальные проекты также нетрадиционны?
- Да, наверное. Они разные. Я работаю с объемами, с градостроительными объектами, со всем, что есть в жизни.
S: Вы могли бы отнести свои объекты к какому-нибудь определенному архитектурному течению?
- Каждый случай отдельный. В начале работы над проектом непонятно, будет ли это деконструктивизм, постмодернизм или что-нибудь еще. Это зависит от тебя, от клиента, от ситуации... В исторической части города я - традиционалист, в новостройках - скорее авангардист. Все архитектурные течения уникальны и прекрасны, но я пытаюсь строить то, чего в мире еще нет.
"Дом под названием "Лосось" - один из восемнадцати, построенных нами на улице Лиедес в Риге. Для нас это был очень ответственный заказ: новая улица, новый район. Поэтому выполнили мы его так, как будто мы единственные в мире архитекторы. С размахом. Сначала рижанам это было непонятно: почти центр города - и вдруг такие неожиданные формы и краски. Но прошло 2-3 года - и все привыкли. Я рад, что такой улицы нет ни в Литве, ни в Эстонии. А в Латвии есть".