Интерьер как выставка идей
квартира общей площадью 106 м2 Левон Айрапетов, Карен Аваков
Перейти
в галерею
в галерею
В этой квартире сама жизнь протекает как-бы внутри авангардистской картины, полной динамики, эмоциональной напряженности.
Идея, которой руководствовались авторы проекта, - сочетание в пространстве "первичных" геометрических форм - треугольника, квадрата и круга. В общих чертах эта идея существовала у архитекторов еще до проектирования конкретной квартиры, и самым сложным оказалось "вписать" ее в объем, заданный наружными и внутренними несущими стенами. "Существует два подхода к созданию интерьера, - считает Левон Айрапетов, - следовать плану архитектора, проектировавшего дом (и при этом отказаться от мысли об индивидуальной жизни каждой семьи), - или же вступать с ним в антагонистические отношения и разрабатывать собственную концепцию." Для себя он выбирает второй путь, несмотря на технические трудности.
Композиционным центром нового интерьера стал круг, объединяющий все помещения. Он обозначен подвесным потолком и "отражен" черной плиткой пола. По замыслу авторов, это знак, соединяющий понятия круга общения и круга семьи.
Предусмотренное планом круговое движение (из прихожей, минуя гостевую, можно попасть в родительскую спальню, оттуда, через ванную комнату, - в гостиную, а, пройдя ее - снова оказаться в прихожей), позволяет избежать коридорной системы.
Однако гармония и спокойствие, с которыми принято ассоциировать круг, оказываются нарушенными "врезающимся" в него треугольником. Треугольник "рассекает" пространство на две функциональные зоны - приемную и интимную. Одна из сторон - стена гостиной - это едва ли не главный акцент интерьера. Именно здесь сконцентрированы его основные признаки: четкая графичность, воплощенная в сочетании черных и белых клеток; насыщенные, чистые цвета - красный, желтый, синий; взаимодействие цвета и формы - красный квадрат, отсылающий зрителя к картине Малевича. (В гостиной есть и еще одна явная реминисценция, восходящая к авангарду начала века - журнальный столик "Кандинский", созданный по мотивам работ художника.) Слово "зритель" возникает в связи с интерьером не случайно, так как автор воспринимает свое произведение скорее как "выставку архитектурной идеи", чем как жилище.
Но в том и состоит особенность архитектуры, что обе эти ипостаси - эстетика и функция - едины, не случайно впечатляющая композиция из круга и треугольника, несет вполне утилитарную нагрузку гардеробной.
Принцип открытого пространства сочетается в квартире с возможностью трансформации этого пространства. Так, гостиная, плавно перетекающая в кухню, отгорожена от нее очень условно - круглым столом на колесиках; если его переместить, исчезнет и иллюзорная граница. Другую возможность трансформации предполагает гостевая комната: с помощью раздвижных перегородок она превращается в изолированное помещение.
Самая "мягкая" комната в этом необычном жилище - спальня родителей. Авангардистская угловатость, жесткость сглажены здесь охристым цветом стен, деревянными элементами мебели. Плиточный пол сменяется ковровым покрытием, выполненным по эскизам японского дизайнера Араты Исодзаки. Наличие письменного стола, добавляет помещению еще одну функцию - кабинета. Присущая всем помещениям графичность поддержана в спальне ярким клетчатым покрывалом на кровати.
Помимо формы и цвета, важную роль в формировании образа квартиры играет свет. Проникая сквозь "ломаные" жалюзи (в спальне они имеют более плавные очертания), он провоцирует необычную игру теней. Иной характер приобретает эта игра, когда включаются светильники с металлическими решетками, спроектированные Марио Ботта.
Авторы считают эту квартиру наивысшей в данный момент точкой собственного творчества. Возможно, она и завершит поиск в этом направлении, со всей очевидностью демонстрируя, что самый смелый эксперимент есть неизбежное возвращение к накопленным культурным опытом приемам и формам.