Интервью с Роном Арадом
В 2016-м году знаменитый Рон Арад отметил своё 65-летие. Спустя 10 лет после его последней выставки в Москве галерист Гари Татинцян привёз в столицу новые работы дизайнера. С Роном Арадом мы поговорили об одной из граней его творчества — предметном дизайне
в галерею
РОН АРАД — дизайнер, художник, архитектор, академик Королевской академии искусств в Лондоне, обладатель титула The Royal Designer for Industry (RDI) и многочисленных профессиональных наград, в том числе London Design Medal (2011) и Compasso d'Oro (2016)
О ДИЗАЙНЕ И АРХИТЕКТУРЕ
Я изучал архитектуру, но не стремился стать архитектором. Тогда, в 1973 году, у меня сложилось ощущение, что Школа архитектурной ассоциации в Лондоне больше соответствует моим представлениям о художественной школе, чем любой другой институт. Там царила особая атмосфера. Это было время «бумажной» архитектуры, очень близкое тому, что происходило в 1920-е годы в России. Время концепций, которые принадлежат миру искусства, а не реальному строительству. Одновременно со мной училась Заха Хадид, на неё как раз огромное влияние оказали Малевич и русские конструктивисты. Меня же больше интересовали Марсель Дюшан и дадаизм.
В Школе архитектурной ассоциации я получил возможность учиться, свободно упражняясь в своей любви к реди– мейд. Я и подумать не мог, что буду проектировать мебель. Тем не менее моим первым предметом реди–мейд стало кресло, «собранное» из сиденья от автомобиля Rover P6, которое я нашёл на автомобильном кладбище, и металлического каркаса из полых трубок. Работая над Rover Chair, я больше думал о Марселе Дюшане и Пабло Пикассо с его «Головой быка» — ассамбляжем из старого велосипедного руля и сиденья, чем о дизайнере Жане Пруве, но так случилось, что именно это кресло увлекло меня в мир дизайна».
ОБ ИСКУССТВЕ И ПРОИЗВОДСТВЕ
«Несколько лет спустя в журнале Blueprint я прочитал интервью с Рольфом Фельбаумом, владельцем VITRA, в котором он утверждал, что Рон Арад — один из самых интересных дизайнеров Лондона. На тот момент я и не догадывался, что являюсь дизайнером. По приглашению Рольфа Фельбаума в 1986 году я создал для VITRA EDITION свою первую работу — Well Tempered Chair из пружинящей листовой стали. Я хотел сделать кресло, у которого нет ни «скелета»–каркаса, ни мягкого «мяса», только кожа, образующая форму. Как сплошная лёгкая линия на рисунках Матисса. Когда люди видят это кресло, они недоумевают: можно ли вообще на нём сидеть? Да, оно сделано из стали, но оно мягкое! Впрочем, возможность сидеть на нём — лишь дополнительная характеристика этого предмета, которая не делает его в меньшей степени произведением искусства...
Часто получалось так, что предмет, созданный ради художественного эксперимента, обретал затем воплощение в промышленном дизайне. Например, книжный стеллаж Bookworm, который сейчас выпускает KARTELL. Мне было интересно работать с листовой сталью, и я сделал для себя огромную полку в виде извивающейся ленты. Сейчас этот стеллаж — мой главный бестселлер. Похожим образом родилось и кресло Big Easy для MOROSO, и стул Tom Vac для VITRA, и многие другие вещи, запущенные в производство».
О ФОРМЕ И ФУНКЦИИ
«Одна из работ, которую мы привезли на выставку в Галерее Гари Татинцяна,— стол для пинг–понга из отполированной стали. Когда я показал его скульптору Энтони Каро, он сказал: «Какая отличная скульптура!». Он даже не заметил, что это был стол для пинг–понга... Одна из моих новых работ называется Useful, Beautiful, Love, это сиденье–качели, выполненное из ствола огромного кедра. На спинке я вырезал надпись — цитату из Уильяма Морриса: «Не имейте в своём доме ничего, кроме того, что считаете полезным и называете красивым». От себя я добавил «или любите», изменив назидательный тон этого высказывания. Если я люблю эту вещь, то почему должен давать какие-то объяснения? Я не приемлю инструкций и не верю в манифесты».