Морская прогулка

квартира общей площадью 77 м2 Артур Вануни, Леопольд Малашонок, Николай Захаров

Дата публикации: 01.05.2001

Фото: Зинон Разутдинов

Текст: Людмила Федорова

Архитектор: Леопольд Малашонок, Николай Захаров, Артур Вануни

Журнал: N3 (8) 1996

Гармоническое единство авторских представлений о жилище и стилистических предпочтений хозяйки - вот что представляет собой этот интерьер. Такое возможно, когда архитектор с особым вниманием изучает вкусы будущего владельца, его привычки, придумывает себе его образ и вписывает в подходящий интерьер. В данном случае это был женский портрет - портрет современной молодой девушки. Образ квартиры - легкий, ясный, изящный - явился почти сразу. Необходимо было лишь выразить его в конкретных приемах и предметах. Автор подошел к задаче как к игре, которая началась с того, что было отменено первое же правило - не работать без проекта. Пойманный с самого начала озорной стиль противился предварительному появлению на бумаге, материализуясь прямо в пространстве, причем в формах, зачастую неожиданных для создателя.

Фантазия архитектора ограничивалась реальностью, представшей в виде конструкции многоэтажного панельного дома.
Значительные изменения в планировке здесь были практически невозможны. Поэтому объемно-пространственное решение интерьера было осуществлено достаточно просто: сломали единственную, которую можно было сломать, стену, благодаря чему внутреннее пространство приобрело качественно новый вид. Оно как бы раскрылось: вместо коридора и трех небольших изолированных комнат возникла просторная гостиная, отделенная от прихожей только этажеркой с абстрактными фигурами в нишах. Площадь прихожей увеличилась за счет стенных шкафов, утраченное же место компенсировали антресоли. Наконец, санузел из раздельного превратился в совмещенный, что отвечает современным нормам и вполне оправданно в данном случае, когда жилец один.

Планировка, таким образом, была улучшена, но какой-либо необычной пространственной игры не предполагалось. Оригинальность маленькой квартиры, забавной, и вместе с тем, элегантной, - в чем-то менее общем и определенном. Она не бросается в глаза с порога, но обнаруживает свою особость, если внимательно осмотреть все ее уголки.
Интерьер построен на искусстве деталей, немногочисленных, и тем более выразительных; на парадоксах, на сбивке ритма, который зрительно уже, казалось бы, задан.

Такие иронические приемы использованы в каждом помещении: на кухне цветной фриз с геометрическим рисунком, нанесенным на плитку, внезапно прерывается, и квадратики "высыпаются" из узора, вскоре, однако, вновь собираясь в линию. Дверцы кухонных шкафов лишены какого бы то ни было единообразия; цветные, прозрачные, блестящие металлические, они создают впечатление пестроты и разноголосицы.

Это, кстати, относится ко всем дверям и дверцам в квартире: каждая из них имеет свой собственный облик и словно бы не обращает внимания на соседние, - или напротив, обращает, как раз в силу своего иронического несоответствия. Таковы, например, двери кабинета и спальни, выходящие в гостиную бок о бок: одна из них желтая, с матовым голубым круглым окошком, другая же серая, в черную полосочку.
В спальне же, где дверцы шкафов, кажется, образуют единую ритмическую структуру, также подстерегают неожиданности: предполагаемая дверь может обернуться зеркальной поверхностью.

Несмотря на все многообразие приемов этой игры, у нас остается целостное впечатление от интерьера - возможно потому, что единая цветовая гамма построена на созвучии веселого, оживленного желтого и весеннего голубого (или синего).
При этом большие поверхности - стен, потолка, пола - светлые по тону; при солнечном освещении стены, выкрашенные краской с серебряным набрызгом, бликуют, напоминая волны, разбившиеся о берег, рассыпающиеся тысячами хрустальных капель. Малые же поверхности мебели и штор выдержаны в интенсивной цветовой гамме. Единство квартире придает и общее ковровое покрытие с цветными вставками - "будто цветной дождь прошел", говорит архитектор.

Но и в стремлении к универсальному цветовому решению есть свои преднамеренные сбои и нарушения, столь свойственные этому игривому интерьеру. Одна из стен гостиной серая - в противовес трем белым; пространство расширяется, и в то же время представляется более многообразным и динамичным.

Чем-то интерьер квартиры неуловимо напоминает большую детскую - отчасти сложной игрой, ставшей здесь главным организующим началом, отчасти из-за мебели: круглые желто-голубые пуфики, диван той же расцветки...
Занавески с мелким ярким узором поддерживают господствующее здесь озорное и приветливое настроение. Еще больший уют придает дому искусственное освещение: галогенные светильники использованы только в прихожей, во всем остальном пространстве островки света выхвачены лампами из легкого полумрака. Разноцветные лампы, свисающие с потолка и словно предназначенные для путешествия по волнам, кажется, выдержат небольшой шторм.
Ванная комната тоже имеет свой собственный стиль. Более романтичная, чем все прочие помещения, она напоминает перламутровую раковину: светлые розовые, белые, голубые плитки с фактурной поверхностью создают мерцание, игру бликов и теней.

Кажется, что интерьер уже досконально изучен, однако впечатление вновь и вновь ускользает от определенности: то и дело обнаруживаешь элементы, контрастирующие с общей легкостью и мягкостью. Четкость и графичность вносят в интерьер жесткие линии металлических подоконников, блестящие экраны, закрывающие батареи, - их дизайн был специально разработан для этой квартиры. Загадкой и неожиданностью является этот дом не только для случайного зрителя, таким был он и для автора, который, по его собственному признанию, не мог предвидеть, куда в конце концов заведет его игра. Таким этот интерьер стал и для хозяйки, которой он изо дня в день преподносит новые сюрпризы и позволяет открывать новые нюансы настроения.
Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Эти статьи могут вам понравиться:

АрхиЁлка-2024: обновили программу! Еще больше возможностей прекрасно провести вечер

С 1 ноября цена изменится. Не упустите возможность приобрести билеты по выгодной цене.

#Новости

«Восьмая высотка Москвы»: самобытная архитектура в новом проекте концерна «КРОСТ»

В своем новом проекте, доме «Высотка на Жукова», компания продолжает развивать самобытную премиальную московскую архитектуру, архитектуру подлинной Москвы.

#Новости

Джулио Каппеллини стал амбассадором выставки ARTDOM

​Известный дизайнер, основатель и арт-директор итальянской мебельной компании Cappellini стал амбассадором выставки ARTDOM и примет участие в деловой программе выставки 20-22 февраля 2025 года, при поддержке генеральных партнеров деловой программы компаний «Европейская Сантехника» и FreeDom Interiors.

#Новости

Ковры в интерьер: 6 новинок

Японский софт-минимализм и итальянский авангард, ресайкл и шерсть с бамбуком. А также многое другое в нашей подборке по сезону!

#Где купить