Noblesse oblige
московская квартира общей площадью 240 м2 Владимир Фуражкин
в галерею
Здесь нет признаков какого-либо конкретного стиля. Чтобы человек не чувствовал себя подавленным ни пустотой огромных комнат, ни чрезмерной их помпезностью, создатели интерьера стремились соблюсти равновесие между нагрузкой на органы чувств и их расслаблением - между богатой обстановкой столовой и намеренно скромной, функциональной кухней; между шикарной мебелью и относительно скромным дизайном интерьера в холле; между хозяйской спальней, напоминающей парадные опочивальни екатерининских вельмож, и более современной детской комнатой.
Элементы и мотивы декора повторяются в разных планах интерьера: узор на обеденном столе перекликается с рисунком паркета, рельеф стен и потолка угадывается в очертаниях мебели. Еще раз приходит на ум: парадная пышность помещений требует ритуальной продуманности быта и математической точности в сочетании разнородных элементов интерьера. "Как в пулю сажают вторую пулю", - восхитился однажды Пастернак геометрической меткостью создателей града Петрова.
Авторы современных интерьеров - коль скоро они избрали своим идеалом роскошь - вынуждены следовать этому принципу.
Точность и заданность интерьера не исключают его импровизированности. Не следуя, как уже говорилось, никакому конкретному стилю, автор стремился объединить в гармоничном ансамбле шикарную мебель с позолоченной резьбой и инкрустацией; оригинальные двери; стильные шторы и гардины; хрустальные люстры и современные галогенные светильники. Внимание задерживается на предметах роскоши, диковинах, раритетах, - будь то стеклянный столик, укрепленный на двух огромных бивнях мамонта, или резная кровать в спальне. Пространство же существует как бы на заднем плане, давая отдых уставшему от декоративных изысков глазу. Архитектор стремился как можно более эффективно эксплуатировать оказавшиеся в его распоряжении внушительные объемы (большие площади, высокие потолки), а порой - придать им еще и дополнительную глубину за счет ступенчатого рельефа стен и потолка.
Простор и перспектива формируют квартиру, делая возможной всю ту фешенебельную обстановку, о которой здесь идет речь.
Есть интерьеры, обаяние которых в нарочитой небрежности, случайности деталей - случайности, в которой проглядывает хаос жизни. В таких интерьерах неплохо смотрятся разнородные безделушки, самоделки, необработанные поверхности. Дворцовые покои требуют совсем иного решения. Человеческий глаз терпит беспорядок в камерных пространствах, но не приемлет его в торжественной обстановке дворца. Здесь впечатление, оставляемое безупречным качеством и виртуозной точностью исполнения, не должно нарушаться ничем. Вагонка же, к примеру, или дешевая плитка не оставят от него камня на камне.
В квартире есть все, что нужно для комфортного существования. Мы, однако, стараемся увидеть интерьер глазами гостя, и отнюдь не только потому, что нам это сподручнее.
Пока что гостя здесь представить значительно легче, нежели хозяина, - как он ходит, рассматривает, восхищенно цокает языком.
Квартира совсем новая; хозяину еще предстоит неделю за неделей обживать эти пышные апартаменты. В больших пространствах привычный к малым габаритам человек теряется - ему предстоит в корне изменить свой быт, саму систему повседневной жестикуляции. Если об одной из предыдущих работ Владимира Фуражкина мы писали, что ее психологическим лейтмотивом являются чинность и самодисциплина, то для новой квартиры это тем более так. Захочет ли хозяин организовать свою жизнь в соответствующих его жилищу органичных формах - или просторные комнаты новой квартиры останутся для него не более чем помпезными декорациями?
Это вопрос будущего.