Парение под потолком в восточном вкусе
квартира общей площадью 104 м2 Сергей Геворкян
в галерею
Планировка квартиры, с точки зрения современного европейского дизайна, и традиционна, и в то же время необычна. Вероятно, главной задачей архитектора было создать ощущение единого пространства, всецело подчиненного человеку и гибко следующего за ним.
Основная часть квартиры и в самом деле представляет собой единый объем, композиционно разделенный на гостиную с одной стороны и кухню с другой, вполне в духе современного европейского дизайна. Над кухней и гостиной возвышается, связывая их, особая антресольная площадка. Это композиционный центр квартиры, знаменующий собой вторжение экзотического, нетрадиционного элемента в типично западную планировку. На большей части площадки можно только сидеть или лежать: высота потолка там не более полутора метров. Стоять же оказывается возможным лишь на площадке узкой лестницы без перил. Оттуда открывается великолепный вид на квартиру сверху: с одной стороны гостиная, с другой - кухня, а соединяет их небольшой холл, который сообщается с двумя спальнями через причудливые стеклянные двери. В самом центре квартиры, в холле, элементом контрапункта и одновременно символом пространственного объединения возвышается квадратная колонна, легкая и воздушная.
"Убранство квартиры напоминает что-то вроде ковра или вышивки. Вещи располагаются не в последовательном развитии, а в контрасте. Основная работа и основное творчество заключались не в проектировании, но в обживании пространства, которое может достаточно гибко и достаточно вольно варьироваться. Это плацдарм, площадка для самовыражения."
"Площадка для самовыражения" - этот образ находит зримое воплощение в планировке: антресольная площадка, безусловно, самое выразительное место в квартире.
В восточном контексте интерьера добавочный уровень - как ковер-самолет. Ощущение подвижности, вызванное планировкой интерьера, превращается наверху в настоящее чувство отрыва от земли, настолько глубокое, что не хочется и пытаться встать во весь рост. Происходит овладение пространством и победа над ним, воспарение над землей, - развалившись на диване, с чашкой кофе у самого локтя, вы оставляете земную твердь далеко внизу, бросая на нее праздный взгляд через выходящие на обе стороны дома окна.
Непроходные пространства дают определенный эффект, который давно уже описан для мусульманского жилья. Там живут сидя на полу или лежа, низкий потолок воспринимается с низкой точки. Таких пространств очень много, и они должны быть восстановлены в правах, особенно для стиля жизни, порожденного культурой хиппи 70-х годов - когда лежать на полу или сидеть в низких креслах считается классным. Это не место для приема гостей, а, если угодно, место для созерцания."
Само по себе пространство интерьера удивительно живо, тепло и подвижно, отчасти во исполнение первоначального замысла, отчасти из-за спонтанности исполнения: квартира создавалась экспромтом, наперекор традициям европейского жилья (создаваемого обыкновенно по четкому плану), прямо на месте и в очень малые сроки - всего за полтора месяца. Это был акт совместного творчества многих людей: архитектора, рисовавшего эскизы, и рабочих, которым он зачастую просто объяснял, что ему нужно.
"Фактически это было что-то вроде хеппенинга с разными участниками. Средства были очень ограничены: примерно $60 за метр (цены на 1992 год. - Ред.); задание отсутствовало. При этом общестроительная часть была выполнена непрофессиональными рабочими, а детали интерьера - молодыми столярами: им просто предоставили материал и возможность интерпретации на заданные и оговоренные темы. Спонтанно, на месте создавалось многое: от деталей декора до золотистой сетки на светильниках."
Первоначальный колорит квартиры - белый, с деревянными и золотыми деталями. Он оказался весьма выгодным фоном для роскоши азиатских красок, царящей в интерьере, обжитом его сегодняшними обитателями.
Чета квартиросъемщиков, дипломат и журналистка, много путешествовали, не один год провели на востоке и не только изучали тамошнюю жизнь, искусство и быт, но и коллекционировали то, что им нравилось: восточные ковры и гобелены, медную посуду, подушки, покрывала, картины и мебель, - одним словом, все, что может служить элементом обстановки. Постепенно носители европейской культуры прониклись своеобразным восточным чувством дома, отличным от европейского. Мы ведь привыкли воспринимать домашний уют как нечто неподвижное, устойчивое, заключенное в законченные, неизменные формы, тяготеющие к прямоугольнику и кругу. Тогда как восточный интерьер, формирующийся из драпировок, подушек, ковров и низкой, компактной мебели, предполагает изначальную подвижность. Каждый вариант убранства предполагает как возможность все остальные.