Пастельное 'дыхание' модерна
квартира общей площадью 113 м2 Владимир Побегуц
в галерею
Хозяйку Олю подобные искусы с самого начала обошли стороной. Она лишь хотела, чтобы было удобно ее семье и чтобы гости чувствовали себя в этом доме желанными, а не падали, остолбенев от роскоши. Поскольку однокомнатная и трехкомнатная квартиры, запланированные для объединения, были куплены в панельном доме, предстояло решить две глобальные задачи: произвести реконструкцию с наименьшими нарушениями в планировке и "смазать" ощущение типового строительства. Архитектор Владимир Побегуц, быстро нашел общий язык с хозяевами, так как их книжные полки изобиловали совпадениями. А значит - вкусы сошлись.
Оля мечтала о квартире в стиле "модерн". Но поскольку на дворе не начало, а конец XX века, согласилась на компромисс: квартира будет лишь "дышать" модерном. "Дыхание" исходит от выдержанной в едином стиле мебели из натуральной и тонированной вишни; от мягких линий арок, соединяющих помещения; наконец - от дубовых карнизов и дверей, выполненных по индивидуальному заказу.
Была и еще одна "хрустальная", по словам Оли, мечта: обзавестись большим залом и принимать гостей на просторах, не регламентированных никакими барьерами и заграждениями. Для этого планировалось сломать стену между гостиной и столовой (двумя комнатами бывшей трехкомнатной квартиры). Но "руинить" купленные апартаменты не стали, а идея, тем не менее, отчасти материализовалась. Архитектор предложил свое неожиданное решение: снять всякие перегородки... мысленно.
Диалог комнат сфантазирован так, что матовый персиковый цвет люстры, бра и окрашенных стен одной комнаты перекликается с персиковым же диваном другой.
В обеих - "умиротворяющие" однотонные шторы того же цвета. В гостиной они перевязаны синими подхватами - точь-в-точь подобранными под цвет ее стен и совпадающие с обивкой мягкой мебели столовой.
Пограничные ощущения разбиваются несимметричными проемами без дверей и перфорацией стен. Стена становится как бы воздушной, а в ней, словно в нише, сидит деревянный буддийский монах, привезенный из Тайланда, и дирижирует цветовым согласием обеих комнат. Рядом с ним (в столовой) находится витринка с подарками и сувенирами, напоминающими хозяевам о путешествиях. Сейчас там китайские, американские, швейцарские, индонезийские безделушки. Но Оля с улыбкой замечает, что "экспозиция будет меняться". В другом конце комнаты - витрина покрупнее. За ее стеклами располагается, судя по всему, постоянная экспозиция.
Но вернемся к "обману зрителя". Обращает на себя внимание "мысленный" проем в гостиной, сымитированный большим зеркалом на стене.
Комната визуально увеличивается и приобретает некий романтизм (нижнюю часть зеркала художник украсил "облачком"). Хотя гостиная отчасти смягчена нежным персиковым цветом, ее динамику не дает свести на нет интенсивно-синяя, электрически насыщенная окраска книжного шкафа и телевизионной тумбы.
Стены в комнатах однотонные. По мнению архитектора, пестрые обои отвлекали бы от восприятия композиционного замысла и интересных цветовых решений. Избежали также ковров и ковровых покрытий. Ясеневый паркет - светлый, без пестроты, нарядный - смотрится как дополнительное украшение интерьера. Таким образом, в квартире собрано несколько пород дерева: стол, стулья, кресла - из светлой и тонированной вишни, карнизы и двери - из дуба, пол - из ясеня. Все они прекрасно сочетаются, создавая уют и красоту.
Покидая гостиную, проходим коридор с подвесным потолком. При вечернем точечном освещении потолок "парит" и мистически изменяет свои формы.
Перегородка между коридором и столовой снесена, в результате комната увеличилась и пропало ощущение, что она проходная. Коридор сделался ее неотъемлемой частью еще и благодаря книжным полкам - естественно, более привычным в жилом помещении.
И, конечно, особого разговора заслуживает кухня, плавно, без дверей, перетекающая в столовую. Заглянув в это серо-холодное царство с теплыми желтыми овалами пластиковых салфеток, именно здесь я решила расположиться с диктофоном для беседы с архитектором.
А узнав некоторые секреты, еще больше убедилась, что мне эта кухня весьма и весьма нравится. Какие секреты? Вечером можно выключить подсветку, встроенную в темно-серый подвесной полок над рабочим столом, и зажечь галогенное освещение над высоким обеденным столом в центре кухни. Создается такой счастливый, защищенный от всего внешнего и раздражающего пятачок, что лишь романтику под силу почувст-вовать настроение иногда ведущихся здесь длинных задушевных бесед.
В интимной части (бывшей однокомнатной квартире) - спальня, ванная и кабинет с хорошей мебелью коричневых тонов, а также репродукцией картины Гойи и видами Парижа на стене.
Спальня выдержана в общем для всей квартиры стиле, который подчеркивается "разрезанным" зеркалом неправильной формы. Перегородка между собственно спальней и зоной для тренажеров - такой же формы, как и в других комнатах, с перфорацией в виде асимметричной арки. Напротив - зеркальный шкаф во всю стену. В комнате несколько уровней освещения: ночные лампы, бра и подсветка, встроенная в пол.
Зеленые стены успокаивают и одновременно уравновешивают несколько будоражащее ощущение от множества зеркальных поверхностей и оригинальной картины на стене.
Из спальни попадаешь в ванную комнату. Оля мечтала, чтобы в ней было окно. Однако оно отсутствовало, и архитектор придумал "естественное" освещение. В стены встроены стеклоблоки изумрудного цвета, которые в солнечные дни дают эффект "живого" света. Хозяева говорят, что гости обычно активнее всего восхищаются огромной угловой ванной. Честно говоря, очутившись здесь, я также с готовностью представила себя в ее густой-густой пене, свободной от диктофона с блокнотом, и не только от них.
Свой дом - это когда счастье в каждом уголочке. Однажды я побывала у немецкого миллионера, обладателя богатейшей коллекции произведений искусства. Его дом можно было бы описывать не в одном номере журнала "Salon". Но жена немца шепнула мне: "Я так устала от этого пыльного музея!" А здесь, в этом персиково-синем материальном раю, каждая безделушка, каждый штришок греются в любви молодых супругов.