Прекрасная душа XVIII века
загородный дом Надежда Крючкова
в галерею
Например, требуется создать атмосферу чуть кокетливой, исполненной чувственной неги роскоши. Скорее всего, для этой цели подойдут фарфор и серебро, шпалеры и, конечно же, "мебель для сидения" аристократического французского рококо. Названия канапе, кресла с подставкой для ног и кресла-шезлонга, призывающих не чинно и торжественно восседать, а принимать одну кокетливую позу за другой. Нравится некоторая театральность? Снова рококо, на этот раз - или в пышности спальни, или в обилии зеркал, или, наконец, в богатстве фактур и цветов тканей, в золочении резного декора мебели.
Недаром ведь утонченный стиль Людовика XV развивался не в архитектуре, а именно в интерьере, сделав главным действующим лицом декоратора.
В доме, о котором идет речь, художественные образы рококо воплотились еще в одной, чрезвычайно важной для стиля особенности: в отказе от официозной парадности. Здесь все подчинено идее частного жилища: ничего напоказ, никакой "дворцовости" - лишь элегантность, комфорт и уют. Ключевую роль в дизайне играют фрагменты камерного стиля аристократических гостиных. И эта жизнелюбивая по своей сути, призванная доставлять удовольствие и хозяевам, и гостям стилистика как нельзя лучше соотнеслась с представлениями владелицы об изысканном загородном доме. В результате родились, говоря словами ценителя подлинной красоты Юлиуса Мейер-Грефе, "комнаты, обставленные для прекрасных душ".
Эпоха рококо особенно ценила сочетание белого цвета с позолотой.
Надежда Крючкова привнесла в эту гамму "лазурное небо"-глубокий, выдержанный голубой цвет. Он добавил интерьеру легкости, ясности, спокойствия. Просторные, безупречные с точки зрения классической архитектуры помещения кажутся наполненными солнечным светом и воздухом. Здесь ни на минуту не забываешь, что находишься на природе, за городом. Кстати, надо отметить, что в моделировании пространства хозяйка выступала активным соавтором архитектора.
Итак, обстановка для прекрасных душ. Почти полное отсутствие прямых линий.
Все углы скруглены. Рамки спинок и сидений имеют волнообразный контур. Сужающиеся книзу ножки плавно изгибаются - в рокайльной мебели а ля Людовик XV это олицетворяет величайшее удобство и необыкновенный домашний уют.
Несколько иное настроение несут предметы в духе "последующего" Людовика. Здесь преобладает прямой угол, подчеркнута функциональность скреплений и опор. В гостиной и спальне развивается тема изящной простоты. В возведенной на подиум зоне столовой стулья Людовика XVI удачно сочетаются со столом в стиле бидермейер, поскольку этот стиль тоже выступал против помпезности в домашнем обиходе, но позже, в Германии и Австрии XIX века. В доме есть и еще одна гостья из будущего столетия - ампирная кушетка, получившая название "рекамье" после того, как Жак Луи Давид изобразил на ней мадам Рекамье. На фоне кокетливых банкеток и столика в ванной комнате эта кушетка, восходящая своей формой к античным образцам, смотрится как монументальная скульптура.
Но вернемся к веку XVIII. Во входном холле - визитной карточке дома - создана иллюзия подлинной старины, традиции, передающейся из поколения в поколение. Обитый шелком диван Людовика XVI невозможно отличить от антикварного. Под стать ему и напольное зеркало, на поверку оказавшееся искусно сделанной ("состарена" не только рама, но и сама зеркальная поверхность) итальянской копией известного в XVIII столетии оригинала. Сегодня на эксклюзивном изготовлении по старинным технологиям специализируются лишь немногие европейские фирмы, ведущие свою историю уже не одну сотню лет.
Холл с эркером приватного второго этажа превращен в камерную малую гостиную или салон для "особ приближенных". Маленькие бархатные стульчики вокруг столика в точности воспроизводят масштаб эпохи. Здесь "сидячие места" выполняют скорее декоративную функцию.
Надежда Крючкова любит и умеет работать с коврами и тканями. Драпировки, обивки, скатерти, покрывала, ламбрекены, кисти, подушки... В ванной комнате был положен индийский шелковый ковер "Кашмир". Два окна также завесили шелком, и помещение преобразилось. В "антикварном" входном холле ковер великолепного качества является последним штрихом к картине благородной старинной роскоши. В "малой гостиной" ковер иранский. Ламбрекены в эркере сделаны из той же ткани, что и обивка диванов, а на шторы пущен тисненый жаккард. В детской хлопчатобумажные занавеси одного рисунка с обоями.
И вот уже совсем скоро, под звон бокалов в комнатах, "обставленных для прекрасных душ" в стиле неувядающего XVIII века, хозяева встретят XXI столетие.