Современная готика
За 12 лет работы Анна Куликова и Павел Миронов спроектировали несколько десятков частных квартир и загородных домов. Однако этот интерьер стоит особняком не только в их профессиональной деятельности, но и вообще в отечественном домостроении
в галерею
Анна Куликова:
«Это один из интереснейших проектов в нашей практике. Нам нужно было добиться впечатления исторической подлинности, ощущения того, что дом на самом деле был построен более ста
лет назад»
Павел Миронов:
«Разработка проекта была молниеносной. Нам было очень интересно работать над интерьером, так как ничего подобного делать ещё не приходилось. Хозяева принимали активное участие, мы обсуждали и придумывали с ними каждую деталь, каждый элемент убранства. Это был увлекательный творческий процесс»
Заказчиков, кто решается на подобный эксперимент, немного, если не сказать единицы. Хозяева этого дома предложили дизайнерам создать необычный интерьер: дом–сказку, дом–фантазию, где воплотилась бы в реальность детская мечта о волшебном, сказочном замке для юной принцессы. Из нескольких рассмотренных вариантов владельцы остановились на самом декоративном, самом фантазийном, самом одухотворённом стиле—готике. В своё время готика пришла на смену романскому стилю и стала первым общеевропейским направлением в искусстве в целом. С её появлением ознаменовался уход от массивных мрачных и громоздких архитектурных конструкций к более тонким, невесомым и устремлённым ввысь сооружениям. Зрительный образ зданий той эпохи кардинально изменился: архитектурные формы стали выражать идею вознесения, устремления души к небу, ввысь. Собственно, такой мистической, одухотворённой остаётся готика в сознании современных людей. Дизайнеров привлёк именно таинственный аспект этого стиля, его чрезмерная декоративность, его одержимость божественным и неземным. Но они ни в коей степени не хотели подражать, копировать готику дословно. Авторы заимствовали у средневековых оригиналов лишь внешнюю атрибутику, архетипы: отдельные приёмы и конструктивные элементы. Важно было и адаптировать «устрашающе величественный», но подзабытый стиль под формат современного жилого интерьера.
«Россия в своём развитии, к сожалению, миновала период готики,—замечает Анна Куликова.—В нашу страну этот стиль добрался много веков спустя, когда Европа уже переживала увлечение псевдоготикой. В конце XIX—начале XX века возрождение интереса к готике было связано с общим настроением русского общества, заворожённого всем мистическим, таинственным и загадочным. Отечественные архитекторы и меценаты пытались привить готику на национальной почве, создавая потрясающие особняки в неоготическом стиле. При этом на русскую неоготику в огромной степени повлиял модерн—ведущее направление искусства в тот период. Вот и мы в своём проекте обращались не столько к средневековым первоисточникам, сколько к традициям русской неоготики, которые сформировались в России на рубеже веков. За счёт внедрения растительных, цветочных мотивов ар–нуво наша история получилась более пластичной, современной и лёгкой, нежели канонические образцы. Красной нитью через интерьер проходит тема райского сада, в котором обитают диковинные животные, птицы (единороги, грифоны, драконы, львы, голубки, горлицы), цветут и распускаются прекрасные цветы».
Реализация проекта заняла три года. Этого потребовали сложные столярные работы: дом буквально опутывает тонкая ажурная резьба, переходящая с буазери на массивные лестничные ограждения и арочные своды–нервюры и полностью заполняющая поверхности дверей и фасады шкафов. Светлый, слегка тонированный серебром оттенок древесины—главное отличие интерьера от академических прототипов, где традиционно стены покрывали плотным, тотальным орнаментальным декором, за счёт чего помещения выглядели довольно мрачно. Такая интерпретация, когда вполне достаточно нескольких стилеобразующих элементов для считывания образа, по замыслу авторов, делает пространство более лёгким и приемлемым для восприятия. Современное пространство не требует дословного соблюдения канонов того или иного стиля, уверены авторы. К тому же интерьеру XXI века с его эклектичной природой присуща всеядность, позволяющая создавать подчёркнуто индивидуальные жилые пространства. Этот постулат применим и к данному проекту, в котором наравне с готическими мотивами соседствуют знаковые темы ар–нуво. Именно цветы (органично внедрённые в готические орнаменты, витражи, мраморные инкрустации и лепнину), их натуралистичная, органичная пластика добавляют интерьеру живости и романтизма. Колористика дома в целом насыщенная, сочная. Яркие, чистые цвета—синий, красный, золотой, зелёный—характерная гамма для готики, присуща она и модерну. А для усиления образа в каждое помещение дизайнеры вводят новые сюжеты: архитектурные, декоративные, цветовые.