Стильность плюс комфорт

квартира общей площадью 500 м2 (Санкт-Петербург) Алексей Морозов, Андрей Шмонькин

Дата публикации 12.08.2001

Текст: Людмила Лихачева

Фото: Петр Лебедев

Автор проекта: Андрей Шмонькин
Алексей Морозов

Журнал: N6 (62) 2002

Пожелание владельцев квартиры было простым внешне и сложным по сути: "Стильность плюс комфорт". И все же архитекторы расшифровали скрытый смысл интенции. Стильность - это состояние души, мироощущение, образ жизни, адекватно обустроенные средствами дизайна. Стиль можно имитировать, стильность - никогда Представления заказчика и авторов о стильности и комфорте счастливо совпали. Стильный дизайн - это чистота линий, высокая простота и спокойное, сдержанное достоинство. Ничего амбициозного, броского, вычурного: "Как была одета леди N? - Не помню, но очень элегантно". Что касается комфорта, то для современного человека он ассоциируется с логической ясностью планировки, свободой перемещения в пространстве, отсутствием лишних барьеров и границ. Отсюда - тяга к обширным помещениям, лишь условно разделенным на функциональные зоны. Композиционный центр этой квартиры, ее "солнечное сплетение", вряд ли можно назвать комнатой и даже залом. Уместным будет слово "территория". И дело не в количестве квадратных метров (а их сто сорок), а в качестве организации и оформления пространства. Как "подогнать" такие габариты по человеческой мерке? Каким образом визуально приподнять потолок высотой всего 2,8 метра? Наконец, чем и как наполнить "территорию", не пожертвовав ни простором, ни уютом? Авторы проекта ответили на эти вопросы так удачно, что у гостя непроизвольно вырывается восхищенное: "Как в кино!" Действительно, впечатление такое, что дизайн здесь интерпретирует приемы кинематографа: фокусирование, кадрирование, наложение дальних и крупных планов. Находясь в одной из четырех частей "территории" (в кухне, столовой, каминной или кинозале), боковым зрением воспринимаешь соседние "микроландшафты", каждый из которых ненавязчиво, на уровне нюансов и полутонов, наделен только ему присущим настроением. Кухня - легкая и воздушная. Тут звонко заявляет о себе хай-тек: к стеклянной столешнице барной стойки грациозно льнут два стула на тонких серебристых ножках. В торжественно-чинной столовой вступает в свои права благородная древесина, господство которой "подтверждается" теплым светом ламп сквозь полотняные абажуры. За полосой приготовления и приема пищи простирается зона релакса. Притом что каминная и кинозал решены в одной гамме и обставлены вальяжной мебелью от CASSINA, характер у них разный. У камина хозяев преданно ожидают симпатичные "пальтовые" подушки. Кинозал отличается "живостью" темперамента: на полу в предчувствии яркого зрелища разлеглась "Голландская корова" - огромный пятнистый ковер, исполненный по рисунку архитекторов. Камин остроумно вмонтирован в колонну: исходный дефект планировки умело превращен в достоинство. Симбиоз разных зон более чем органичен - это четыре атмосферы, четыре состояния, но единого целого. Точно так же в конфиденциальном блоке спальня без малейшего напряжения "переходит" в ванную, разве что оттенки соломы и топленого молока "по пути" истаивают до мраморной белизны. Всего одна ступенька - и посетитель оказывается в королевстве зеркал, хромированного металла и зеленоватого, как морская вода, стекла. И наконец, кабинет - автономный и роскошно-изысканный: даже растение в кадке подобрано по тону. Авторы правы: это - больше чем минимализм с его кокетливым "рубищем". Скорее - новая версия органичной архитектуры, один из корифеев которой, Алвар Аалто, учил: "Архитектура должна поощрять жизнь". Алексей Морозов: "Говорят, искусство требует жертв. Если это и справедливо по отношению к данному объекту, то только в том смысле, что заказчик вместе с нами "переболел" его созданием. Шаг за шагом при деятельном участии хозяйки квартиры, которую можно считать полноправным соавтором, мы добивались абсолютного комфорта - пространственного, визуального, тактильного, психологического. Продукт наших совместных усилий мы охарактеризовали бы так: больше чем минимализм".