Тонкий брутализм
Прикосновение к истокам в мебельном дизайне
в галерею
Питон, крокодил, а еще бык и скорпион, дракон и рак, журавль и черепаха. Все это символы, символы сил человеческого характера и судьбы. Какой энергией веет от этих образов, даже просто от перечисления персонажей! Часть ее передалась и мебели Вадима Цыганова. Однако несмотря на то, что уже начала складываться целая зодиакальная коллекция, автор говорит: "Я не болею символами и не использую их спекулятивно, чтобы мебель лучше продавалась. Я создаю вещь для конкретного человека, добиваясь того, чтобы она была теплой и живой".
Действительно, Вадим не делает ни серийных, ни даже мелкосерийных вещей, все они исключительно индивидуальны.
И не столько потому, что при их изготовлении используется преимущественно ручной труд (у нас, к сожалению, ручной труд нередко дешевле машинного.) Просто автору интересно творить, придумывать, создавать новое.
Кроме того, Вадим может позволить себе роскошь... не быть профессионалом. "У меня деньги в другом банке!" - шутит наш герой. Поэтому он с такой свободой и полнотой может отдаваться любимому увлечению, которое все больше затягивает его, становясь профессиональным не по форме, а по сути.
Итак, образы животных не самоцель, они всего лишь символы. Но и символы, как мы убедились, не самоцель... Так что же важно? "Меня интересуют первичные истоки творчества человека. И это может быть все что угодно: узоры и окаменелости, древние образы и современные стили, предметы религиозного культа и архитектура. Линия, фактура, наконец, энергия вещи заряжают на создание нового предмета. Алхимические и зодиакальные знаки, кельтские узоры и христианские символы (например, новгородский крест, имеющий сходство с крестом ордена тамплиеров) обладают столь мощной выразительной силой, такой совершенной пластикой, что сами подвигают к творчеству", - говорит Вадим. Итак, прикосновение к истокам открывает возможность творчества. Ну вот, круг замкнулся. Все же без магии не обошлось...
Другой источник вдохновения для Вадима - материал. Дуб. Сорокалетней выдержки. Его даже материалом-то называть неловко. С Курской дуги, пронизанный пулями.
"Всякий раз мы проверяем дерево металлоискателем, чтобы не испортить инструменты. Из-за пуль дерево забраковали, а я с радостью купил всю партию". Поленница из богатырских стволов, сложенная около мастерской, - настоятельный призыв превратить раненое дерево в красивые вещи. Вадим это чувствует и смотрит на бревна с нежностью. По его мнению, "дерево должно оставаться живым. И в противовес триумфу пластика - не слишком гладким. Все трещинки, сучки и задоринки включаются в дизайн, подчеркиваются или обыгрываются. Мы стараемся следить за пластикой самого материала, тщательно подбираем стыки. В моем понимании совершенство достигается тогда, когда стирается грань между обработкой и естественным состоянием материала". Благодаря уважительному отношению к дереву, вещи Вадима оказываются поразительно органичными, очень уютными и умиротворяющими.
Понятно, почему автор не хочет называть свою мебель стилизацией.
Конечно, ее можно отнести и к брутализму, и к наиву, и к архаике - так много ассоциаций возникает при взгляде на эти предметы. Автор же все время повторяет: "вещь должна излучать только хорошую энергию", - и еще, - "мне важно, чтобы в ней была какая-то изюминка". Это может быть драконов глаз-изумрудик, изысканный резной узор из хитро переплетающихся линий, подлинные культовые рога из Африки или фигурная ковка.
В выборе деталей и мотивов творчество Вадима Цыганова становится все более разнообразным и насыщенным, в то время как пропорции (заметим, очень точные и зрелые изначально) и характер работы с материалом не изменяются. Каждое новое создание выглядит богаче и совершеннее. Кстати, мебелью Вадим занялся всего лишь полтора года назад. Вначале вещи были простыми, и действительно, очень притягательными. Друзья похвалили, Вадим удивился и продолжил удачный опыт. Сначала делал для себя, потом стал раздаривать. Ну а теперь - от желающих отбоя нет.