Что такое современная роскошь: отвечают эксперты
Что такое роскошь, люкс сегодня? Своим мнением делятся креативный директор Дома LIAIGRE Фрауке Мейер, архитекторы Мария Серебряная, Ольга Кушнарёва–Леоне и Олег Клодт.
в галерею
Как изменилось понятие «роскошь» в последние годы? Что меняется в представлениях о роскоши в интерьере и вообще в жизни, а что остаётся незыблемым на протяжении десятилетий, веков? Что такое авторский интерьер? Насколько важны индивидуальность, персональный подход, изделия по авторским эскизам для создания люксового интерьера? Или это не самое главное? Возможен ли интерьер «вне времени»? И если да, то какими средствами он создаётся и ради чего? Существует ли некий стилистический стержень—тот стиль, который является базовым для создания люксового интерьера? На эти вопросы отвечают креативный директор Дома LIAIGRE Фрауке Мейер, архитекторы Мария Серебряная, Ольга Кушнарёва–Леоне и Олег Клодт.
Фрауке Мейер: «Сегодня люди хотят персонализированный интерьер, который выражает их собственный путь, образ жизни, их ценности»
Слово «роскошь» стало затасканным. Я предпочитаю говорить о ценностях, о подходах, о творчестве, о качестве, о простоте и о многом другом. Роскошь в понимании Дома LIAIGRE — это чёткость линий, выверенность пропорций, качество материалов, финишей… Важно всё. Я бы даже сказала, что у нас особое восприятие времени: мы не «сдаём объект» к определённому сроку — мы завершаем процесс тогда, когда интерьер полностью сложился. Для меня это и есть подлинная роскошь. Сегодня люди хотят персонализированный интерьер, который выражает их собственный путь, образ жизни, их ценности. Такое понимание роскоши мне близко.
Сегодня процесс создания роскошного интерьера принципиально ничем не отличается от того, как это было в прежние времена: создаётся среда, где все предметы мебели и декора изготавливаются на заказ, учитываются личность человека, архитектурный контекст, природное окружение, материалы подбираются с учётом местных традиций. Отличие разве что в технологиях визуализации. Я живу со своей семьёй на востоке Парижа, в доме, где когда-то находилась кожевенная мастерская. Я смешала в интерьере старинные вещи, «иконы» стиля LIAIGRE, а также прототипы (предпочитаю апробировать их сначала сама). Поскольку все предметы бренда уникальны, их можно рассматривать, трогать, получать наслаждение от различных фактур кожи, по-разному обработанной древесины, металлов, и пространство словно насыщается драгоценностями, приобретает характер, способно о многом рассказать… Так что ручной труд имеет первостепенное значение. Интерьер «вне времени» — думаю, с такой задачей надо обращаться с осторожностью, иначе может получиться «ни с чем пирожок». Думаю, вне времени — это скорее о личности. Стиль должен быть индивидуальным. Никаких других ограничений нет.
Олег Клодт: «Роскошь выражается в качестве и сдержанности»
В последние годы Россия существенно догнала мировые тенденции. Всё больше и больше уходит понятие роскоши как чего-то золотого, с блеском, ониксом, ангелочками. Всё это стало смещаться в сдержанную культурную плоскость. Люкс и роскошь скорее стали выражаться в использовании дорогих материалов, технологий. Роскошь выражается в качестве и сдержанности. При этом мы стараемся делать всегда максимально авторские проекты. Все наши интерьеры насыщены созданными специально для них предметами и деталями. Начиная от встроенной мебели, гипсовых карнизов, дверей, плинтусов и заканчивая отдельно стоящей мебелью и светильниками. Нам кажется, что только так возможно создать нечто уникальное для человека, что, мы смеем надеяться, подходит только ему, и думаем, что с морально–этической точки зрения это правильно. Если человек приходит к нам, то он обращается за чем-то индивидуальным, и мы стараемся это предоставить. Современные технологии и уровень мастеров, с которыми мы работаем, позволяют нам создавать вещи по качеству существенно лучше, чем зачастую вещи ведущих мировых производителей.
При этом, конечно, у нас есть определённые собственные представления о прекрасном. Как раз это ответ на вопрос: что остаётся незыблемым? Есть стили, которых хватает на несколько лет или на пару десятилетий, а есть те, которые всё время возникают в новом прочтении, трансформируются. В частности, пресловутая классика, которую, конечно же, мы с удовольствием используем, но только в максимально облегчённом виде. Потому что она даёт ту самую мягкую атмосферную основу, которую можно легко насыщать «разнонаправленными» предметами. И при этом она всё равно соберёт всё в единое целое. Эта атмосфера, на мой взгляд (говоря о жилом интерьере), приятна практически любому человеку. Я и сам за собой замечаю это. Много разговаривая с людьми, я стал понимать, что даже люди по молодости экстравагантные с течением времени начинают хотеть чего-то совершенно другого. И это другое — всегда спокойная классика. При этом она может наполняться разными предметами из ар–деко, современными, классическими или являть сочетание всех этих вещей.
Мария Серебряная: «Запрос «дорого, богато» уступил место запросу «индивидуально, уникально, эксклюзивно»
Предмет роскоши — это то, без чего легко можно обойтись. Поэтому для меня предметом роскоши является личный самолёт. Вот, скажем, одежда и аксессуары от CARTIER или CHANEL в наше время необходимы, хотите вы того или нет, поскольку они являются свидетельством определённой классовой принадлежности и своего рода кодами, которые считывают люди. Так устроен современный мир. А самолёт, если вы не президент или кто‑то вроде него, — это уже роскошь.
Показателями же роскошного интерьера являются четыре основных параметра. Большие пространства, которые таят огромные возможности для самовыражения своих владельцев. Правильное месторасположение объекта недвижимости. (Все мы прекрасно знаем, что жилые комплексы и коттеджные посёлки класса люкс строятся в элитных районах города и на определённых пригородных направлениях.) Наличие большого количества индивидуальных элементов, созданных на заказ и существующих в единственном экземпляре. Дорогие и очень качественные материалы. Если в одном интерьере совмещается всё вышесказанное, то его можно по праву назвать роскошным. А если вся эта роскошь реализована в стильном интерьере, где всё продуманно до мелочей, и пространство смотрится гармонично и изысканно, то такой интерьер уже переходит в категорию люкс.
За последнее десятилетие изменились сами заказчики роскошных интерьеров. Сейчас это высокообразованные люди с взыскательным вкусом, которые много путешествуют, разбираются в искусстве и различных сферах науки. Они могут позволить себе пользоваться самыми передовыми достижениями социальной жизни современного человека. Это самые активные пользователи товаров и услуг уровня luxury. Запрос «дорого, богато» уступил место запросу «индивидуально, уникально, эксклюзивно». Даже отдельно стоящая мебель зачастую разрабатывается на заказ.
Можно ли создавать интерьер «навсегда» в наше время? Думаю, что можно в том случае, если мы рассматриваем интерьер как искусство, которое будет со временем расти в цене и будет передаваться по наследству из поколения в поколение как семейная реликвия. Какой стиль может быть основой для люксового интерьера? Можно, например, взять за основу буржуазный минимализм, добавить элементы ар–деко, идеи из мира fashion и капельку гламура — и получить стиль люкс. А если серьёзно, то сегодня понятие «люкс» существует как самостоятельный бренд и стиль.
Ольга Кушнарёва–Леоне: «Если речь о люксе, то основой может служить любой стиль, доведённый автором до совершенства»
Опыт, полученный за последние десятилетия строительного бума, позволяет быть избирательным и придирчивым. Роскошь состоит в том, чтобы создавать что-то действительно для себя: относительно маленькую квартирку или дом с дорогими материалами и оборудованием, нужными именно вам и ценными именно для вас. Ещё она в том, чтобы, определившись с любимым и комфортным стилем, не оглядываться на то, что модно. Выбрать талантливого дизайнера, твёрдо стоящего на ногах в профессии, с собственным почерком и убеждениями.
Есть, конечно, базовые, неизменные вещи. Ну, скажем, для классических интерьеров использование аутентичных материалов — мрамора, гипсовой лепнины, натурального дерева, бронзы — необходимая роскошь. Банально, но любые вариации на тему проигрывают. Персональный подход, изделия по авторским эскизам для создания люксового интерьера — очень важно и почти главное. Авторский интерьер — это больше 50 процентов решений по индвидуальным эскизам. Чем меньше процент участия стандартных изделий, тем более персонализированным становится проект.
Другой вопрос — насколько талантливо получается решить все эти задачи, смог ли автор найти баланс между тем, что надо в обязательном порядке создать самому, и тем, что можно взять в готовом виде, по каталогу. Возможен ли интерьер «вне времени»? Аутентичные классические интерьеры — вне времени. Однозначно. Создаётся такой интерьер путём репродукции различных исторических приёмов и примеров, тщательной селекции лучшего по мнению автора, при этом обязательна доля личной адаптации.
Существует ли стиль, который является фундаментом для создания люксового интерьера? Если речь о люксе, то да, основой может служить любой стиль, доведённый автором до совершенства.