Космополитичный интерьер
квартира общей площадью 300 м2 (Москва) Карен Бальян
в галерею
У авторов этой квартиры не было задачи построить традиционный восточный дом. Несмотря на то что восточные мотивы довольно явственно просматриваются, основная идея была другой. Архитекторы попытались соединить традицию и современность, Bосток и Запад, что, как им показалось, органично для мироощущения членов этой семьи. Однако назвать четкое стилистическое направление непросто, тем более что высказывались архитекторы посредством неких символов, метафор, отсылающих к определенному культурному прообразу или навеянных творчеством зодчих прошлых эпох. "Во время работы, - рассказывает автор проекта Карен Бальян, - вспоминался Алексей Викторович Щусев, его оперный театр в Ташкенте, а маленький эскиз, сделанный когда-то известным армянским архитектором Рафаэлом Исраэляном, у нас превратился в целый скульптурный барельеф. Есть венецианские, ренессансные мотивы и типично восточные элементы". По сути, подобное смешение напоминает постмодернистскую логику. Но только на первый взгляд. В отличие от классического постмодерна здесь нет иронии, все сделано с пиететом к творчеству того или иного мастера. Не менее важно и то, что все эти символы-знаки принадлежат культурам, находящимся на стыке Восток - Запад. Наиболее причудливо эта тема воплотилась в ванной комнате. С одной стороны, совершенно восточные реплики (каменная ниша характерной стрельчатой формы), с другой стороны, венецианские мотивы: венецианский лев на стене и витые колонны. Архитекторов подобный симбиоз не смущает. "Венецианская культура не что иное, как воплощение Bостока на Западе", - утверждает Карен Бальян.
Пространство
Условно разделено на два объема. Зона дневного пребывания в виде мощной "подковы" - кухня, просторная двухчастная гостиная и кабинет - смысловое пространство, в котором много воздуха и света. "Ночная" часть уведена в сторону - и в силу конструктивных особенностей дома, и потому, что этому придавалось особое значение: максимально отделить ее от основной части, создать замкнутый уединенный микромир. Приватная зона уподоблена внутреннему дворику. Благодаря визуальному раскрытию пространства вверх (роспись имитирует небо), сходство становится еще более явным.
"Мне становится интересным процесс тогда, когда удается творческий замысел сопровождать виртуальным погружением в культурный контекст. Контекст может быть разным: и историческим, и современным. Главное, чтобы в этом "погружении" участвовал заказчик, только в этом случае можно рассчитывать на успех".