Петербургские архитекторы — об интерьерном стиле города и знаковых вещах

Известные архитекторы Петербурга рассуждают об интерьерных вкусах Северной столицы и комментируют избранные предметы.

Дата публикации 28.11.2018

Текст: Елена Ефремова

Фото: пресс-службы

Журнал: Частный интерьер. Санкт-Петербург №1 (№17) 2018

Люстра Spinn

Архитектор Екатерина Шебунина
Архитектор Екатерина Шебунина: «В истории фабрики BAROVIER&TOSO меня впечатляют традиции, хранимые больше семи веков. При этом фабрика не превратилась в музей самой себя, она ищет новые выразительные приёмы, используя весь свой опыт. И если она выпускает новинку, можно быть уверенным, что ни у кого из конкурентов такой модели нет, а появляющиеся следом реплики вторичны. Но волшебство фабрики BAROVIER&TOSO заключается в том, что, как только в доме окажется её светильник, ваш вкус будет безвозвратно «испорчен» в сторону настоящего, наполненного жизнью искусства. Вы не потерпите рядом подделку, потому что на тактильном и зрительном уровне человеческое естество чувствует подлинное. Этот потолочный каскад как нельзя лучше демонстрирует пространственные возможности светового дизайна. Геомет­рически точная спираль люстры дополнена игрой света на несчётном количестве граней золотистых плафонов. Толстое муранское стекло имеет особые рефлексы — всё вокруг оживает, даже краски как будто становятся ярче. В праздничном блеске чувствуется магия, преобразующая пространство.

Люстра Spinn, Barovier&Toso, Представительство W.W.T.S.

Этот светильник создан для респектабельных, статусных интерьеров с высокими потолками. Это своего рода ювелирное изделие для дорогого дома. Светильники — очень эмоциональная часть моих интерьеров. Проникаясь инерцией мысли и чувствами другой творческой личности, автора светильника, я стараюсь удержать созданный им миропорядок в новом пространстве моих проектов. Даже самый сдержанный мой проект, выстроенный по классическим канонам, обязательно будет украшен люстрой из муранского стекла. Это позволяет добиться индивидуальности, убирает хрестоматийность, стилистическую сухость. Как типичный представитель «питерской» школы, ищущий философию смысла в «оттенках серого», я предпочитаю дымчатые и прозрачные модели. Они, на мой взгляд, выглядят благородно».

Диван Ritz

Архитектор Роман Коротков

Архитектор Роман Коротков: «Что сразу обращает на себя внимание, так это характерная дугообразная форма диванов. Если смотреть качественные зарубежные интерьеры, то там диваны изогнутых, плавных форм сейчас находятся на пике популярности. В российских же интерьерах пока, к сожалению, они встречаются нечасто. У нас всё более традиционно.

Диван Ritz, bedding atelier

В самой форме этих моделей мне видится современная, более строгая интерпретация волнообразного, текучего дизайна Алвара Аалто 30‑х годов и аморфных форм послевоенного дизайна 50‑х годов. Поэтому такие диваны с их плавными очертаниями безукоризненно встанут в интерьер в духе mid–century. Кроме того, дугообразная в плане форма очень универсальна, неспроста она представляется как часть идеальной фигуры — круга.

Диван Ritz, bedding atelier

И в зависимости от обивки такой диван хорошо будет смотреться как в современном интерьере, так и в неоклассическом, особенно если обивку задрапировать в виде складок, как на этих диванах глубокого синего цвета».

Кухня Mia by Carlo Cracco

Архитектор Александра Казаковцева

Архитектор Александра Казаковцева: «В этой кухне современный стиль сочетается с элементами стиля лофт. Урбанистический характер проявляется в использовании тонкого чёрного металла в конструкциях полок и графитового цвета в отделке фасадов. У этой эстетики до сих пор много поклонников, но помимо этих выразительных деталей база кухни достаточно спокойная и универсальная, что сразу расширяет её стилистические возможности, добавляет вариативности, а это всегда приятно. Основные модули можно использовать в довольно минималистичных интерьерах и даже в вариациях современной классики, особенно если выбрать отделку в лаке или шпоне. Учи­тывая то, что в разработке этой кухни участвовал шеф–повар, расположение техники и приспособлений для готовки здесь довольно удобное и продуманное. Да, эту кухню явно придумал человек, который рассматривал её как инструмент. Клиенты в последнее время уделяют большое внимание бытовой технике, она разнообразная, и её, как правило, много, поэтому мебель зачастую подстраивается под этот тренд.

Кухня Mia by Carlo Cracco, Scavolini

Так как кухня часто бывает интегрирована в пространство столовой и гостиной, никому не хочется наблюдать на красивых фасадах кнопки и датчики. И те фабрики, что предлагают эффектные фишки, как обыграть или скрыть технику, сейчас пользуются особым интересом. А что касается петербургского стиля в работе над интерьерами, то, на мой взгляд, он проявляется исключительно в скорости принятия решений, и это зависит не от вкуса, а от атмосферного давления».

Мебель для гостиной Glamour

Архитектор Андрей Галушко

Архитектор Андрей Галушко: «Эта мебель хорошо отражает модные интерьерные тенденции, в ней можно заметить общие черты, присущие последним коллекциям ведущих итальянских фабрик. Но, в отличие от фабрик, которые предлагают готовые решения, здесь представлены предметы разные по своей архитектуре, геометрии, подбору материалов и видов отделки. Каждый из них по отдельности хорош, но все вместе они, по моему мнению, не складываются в единый ансамбль. И в этом мне видится особая философия жилого пространства, для которого вещи приобретаются с течением времени в разных местах. Они не противоречат друг другу, но и не являются частью одной коллекции. И особая ценность заключается в том, что все предметы разные, и каждый интересен.

Мебель для гостиной, коллекция Glamour, дизайн Dainelli Studio, Formitalia

Таким образом для автора интерьера появляется поле для маневра. А моё мнение об отличиях петербургской интерьерной школы сводится к тому, что наши проекты менее буржуазные, более тонкие, тщательные, «в рамках», без купеческой удали. Но это не правило, а скорее наблюдение, ведь многое в нашем деле диктуют заказчики. И в данном случае речь идёт не о таланте или мастерстве архитекторов, а об ощущениях. Мы такие «холодные русские».

Сейф для хранения драгоценностей Tocco Magico

Архитектор Елена Коновалова

Архитектор Елена Коновалова: «На мой взгляд, фабрика AGRESTI сделала прекрасное предложение на рынке дизайнерских предметов мебели и оборудования. Благодаря решению скомбинировать несколько ценных пород дерева в оформлении этого сейфа получился фактически арт–объект, способный украсить собой интерьер гардеробной или кабинета. Чёткая геометрия и эффектный декор позволяют использовать его в помещениях, выполненных как в классическом, так и в современном стиле. В современном окружении он будет играть роль акцента, а в классическом органично дополнит ансамбль из другой мебели. Последнее особенно актуально для Санкт–Петербурга, так как классический стиль остаётся одним из более востребованных среди солидных заказчиков. Я объясняю это влиянием города, его классической архитектурой и богатой историей.

Сейф для хранения драгоценностей Tocco Magico, Agresti

Впрочем, эклектика с элементами минимализма, неоклассики и ар–деко тоже весьма популярна сегодня: соединение разных стилей наиболее точно передаёт пестроту современной жизни с переплетением разных событий, пространств и вещей. Задача дизайнера сделать из любого интерьера произведение искусства, создать грамотно скомпонованную композицию и гармоничную колористику, соединить искусство и предметы дизайна с повседневностью, дать возможность им занять своё место в жизни людей».

Кровать Allure XL

Архитектор Мария Махонина

Архитектор Мария Махонина: «Дизайн этой спальни выглядит актуально и стилистически, и колористически, и с точки зрения подбора отделок и фактур. Тёплая серо–жемчужная гамма по‑прежнему в тренде и востребована многими заказчиками. Большое мягкое изголовье кровати от фабрики СAPITAL COLLECTION с вертикальной прострочкой и интегрированными тумбами выглядит элегантно, но вместе с тем и уютно.

Кровать Allure XL, Capital Collection, Представительство в России—Perpetuum Mobili

Скруглённые линии встроенных прикроватных тумб эргономичны. Характер мебели подчёркнут окружением: фрагмент росписи с природными мотивами за изголовьем логично дополняет образ спальни. Небольшой подвесной светильник вместо прикроватной лампы тоже относится к элементам современной обстановки пространства для сна».

Кухня Clover с фасадами Mutina

Архитектор Андрей Шмонькин

Архитектор Андрей Шмонькин: «В кухонной мебели я ценю её архитектуру, качество и продуманность модульной системы. Правда, в последнее время всё актуальнее становится экономический аспект, и в данном случае скорее плюс, что эта итальянская фабрика принадлежит к средней ценовой категории. При прочих равных важно, что производитель предлагает удобные для проектирования модули и есть возможность маневра, ведь внешний вид готовой кухни и её удобство зависят от хороших планировочных решений. И у этой кухни такие возможности явно есть. Из неё можно сделать интересные комбинации, придумать ей новую архитектуру, адаптировать её под заданное пространство.

Кухня Clover с фасадами Mutina, Cucine LUBE

Интересная деталь — использование керамики на фасадах, так как это прочный и удобный для эксплуатации материал, который к тому же хорошо выглядит. За последние пять лет в кухонном дизайне явно наметились тенденции к минимизации, погоня за технологическими изысками. Столешница с каждым годом становится всё тоньше и тоньше. Появляется масса комфортных приспособлений, что ценно для людей, которые любят готовить, а таких становится всё больше.

Кухня Clover с фасадами Mutina, Cucine LUBE

Сейчас домашние кухни приобретают черты профессиональных. К тому же в Петербурге до сих пор осталась традиция больших застолий, поэтому размеру кухни уделяется особое внимание. А всем, кто проектирует здесь интерьеры, приходится учитывать особенности местного климата: дефицит дневного света и повышенную влажность».

Мебель для кабинета The Louis XVI

Архитектор Игорь Сушков

Архитектор Игорь Сушков: «Марка ROBERTO GIOVANNINI хорошо известна ценителям классики, так как, несмотря на относительно новое имя, имеет многолетнюю историю и сложившуюся репутацию. Её отличают хорошее соотношение цены и качества, итальянские традиции, широта модельного ряда — не только в мебели, но и в аксессуарах, что нечасто встретишь у одного производителя. Например, она делает эталонные зеркала, а в каталогах всегда можно найти необходимые предметы для логического завершения интерьера. А как говорил Людвиг Мис ван дер Роэ: «Бог в деталях». Хоть он и имел в виду современную архитектуру, но и для классических интерьеров это не менее справедливое утверждение. Отмечу важный момент: у фабрики разработан впечатляющий ассортимент отделок. За счёт финишных покрытий мебель можно адаптировать к разным интерьерам: от дворцовой, гипсово–золотой царскосельской классики до современных лаконичных, строгих решений в стиле фьюжн, где она себя тоже прекрасно чувствует и органично сосуществует с окружением.

Мебель для кабинета The Louis XVI, коллекция Prestige, Roberto Giovannini

Что касается особенностей санкт–петербургской интерьерной школы, всегда есть соблазн порассуждать о поэзии гранитных набережных, особой атмосфере, самостийности, но если быть честным, то благодатная почва для богатых культурных и архитектурных традиций есть и в Москве. А реализации творческих идей в классических интерьерах в большей степени диктуются стремлениями заказчиков, которые тянутся к классической эстетике».

Ткани Togas Couture Interiors

Архитектор Алина Лавренченко

Архитектор Алина Лавренченко: «Эти портьеры я бы отнесла к аксессуарам, так как их главная функция — украшать интерьер. У них оригинальная форма, да и ткань, из которой они выполнены, имеет выраженный орнамент, дополненный геометрией плиссированной ткани и пластикой контрастного канта. На мой взгляд, такие портьеры лучше всего будут смотреться в интерьерах, решённых в стиле ар–деко, так как сами, безусловно, вдохновлены этим стилем. Но они подойдут и для более сдержанного окружения: спокойной петербургской классики, интерьеров в духе либерти, северного модерна, для современных интерпретаций в эстетике 1905 года. На контрасте их можно использовать в стилистике лофта, они хорошо будут выглядеть на фоне кирпичных стен. За счёт вытянутых пропорций пара таких портьер сможет задать композиционную вертикаль в пространстве, что иногда бывает важно подчеркнуть.

Шторы, декоративные подушки—всё выполнено из тканей Togas Couture Interiors

Сдержанность цветовой гаммы, которая для них выбрана, отвечает и мировым тенденциям, и спокойному характеру петербургских интерьеров. Ведь именно сдержанность, лаконичность и продуманность — отличительные черты на­­шего подхода к работе с жилыми пространствами вне зависимости от выбранного заказчиком стиля».

Кресло Anemone

Архитектор Мария Шарапова

Архитектор Мария Шарапова: «Одним из самых простых, но ценных удовольствий в нашей жизни, на­­полненной бесконечной суетой, является возможность закрыть глаза, присесть и расслабиться в очень обособленном и желательно персонифицированном пространстве. Кресло в интерьере — предмет мебели, который в этом помогает. При его выборе стоит учитывать характер заказчиков и их привычки, при необходимости подчёркивать их роли в семье. Самый простой способ сделать это — с помощью подбора соответствующих рисунков и цвета обивочной ткани. Здесь мы видим довольно крупный и выразительный декор, который смягчён нейтральным цветовым решением.

Кресло Anemone, Epoque&Co, Представительство в России—Consulest S.a.s.

Что касается петербургского стиля в интерьерах, то он, несомненно, существует, но все понимают его по-разному. Для кого-то это трактовки стиля ампир, неоклассики или северного модерна, а кто-то представляет классические анфилады комнат, нанизанных одна на другую. Но он гораздо шире всех определений, я его чувствую, и этого достаточно».

Натуральный камень Quartzite Cielo

Архитектор Вячеслав Хомутов (бюро Haubaus)

Архитектор Вячеслав Хомутов: «ANTOLINI — самая крупная площадка в Европе по производству и обработке камня со всего мира. От других её отличает не только превосходное качество, но и наличие дизайнерской команды, которая разрабатывает рисунки и техники обработки, придумывает способы, как традиционный классический материал подать в новом свете. Это выражается не только в образцах, но и в полноценных реализованных проектах, выставленных в шоу–руме на территории фабрики. Помимо натуральных камней фабрика находит экзотические окаменелости большого размера, которым по нескольку миллионов лет, обрабатывает их так, что хочется немедленно интегрировать их в свои проекты. В данном интерьере камень используется вместо традиционных способов декорирования стен (обоев или покраски), а умение работать с этим материалом нивелирует тактильный и визуальный холод и строгость, присущие каменным поверхностям.

Натуральный камень Quartzite Cielo, мрамор Bianco Lasa/Covelano 'Vena Oro', Antolini

Хотя в жилых интерьерах я избегаю активного присутствия камня, но в данном случае это выглядит хорошо. Натуральный камень в интерьере — это показатель его высокого уровня. Ведь всё настоящее ценится не только из‑за внешнего вида. Особое удовольствие и маркёр качества жизни — не пользоваться имитациями и подделками. Я думаю, что популярность натуральных материалов сегодня — это закономерный переход от увлечения технологиями и минималистским методом проектирования к более декоративным приёмам. Сейчас эпоха большой эклектики, и я надеюсь, что она просуществует ещё долго».